Является ли письмо министерства нормативным правовым актом. Нормативно-правовые акты. Минфин и ФНС должны разъяснить, как платить налоги, даже если им нужны сведения от другого органа
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»
Начнем с того, что это за разъясняющие законодательство правовые акты. В чем их «сила»?
Это документы (акты), которыми министерства, ведомства (другие органы власти), разъясняют законодательные нормы. Это не нормативно-правовой документ. И часто из их текста следует, что какое-либо ведомство их утвердило для того, чтобы его использовало территориальное подразделение. Получается, что акт применяет территориальное ведомство, а через его деятельность - граждане или юридические лица.
15 февраля В. Путин подписал законопроект, вносящий поправки в статью 43-4 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Согласно поправкам, которые вступят в силу 17 марта, рассматривать дела об оспаривании разъясняющих законодательство документов и правовых актов могут несколько инстанций. Уточним, какие именно.
Какие инстанции рассматривают споры?
Верховный Суд является судом первой инстанции , который рассматривает заявления граждан или компаний на акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Это акты Минфина, Минтруда, ФНС, а также Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.Оспорить нормативные акты или разъясняющие документы, принятые региональными властями, можно:
- в верховных судах республик,
- в краевых/областных судах,
- в судах городов федерального значения или судах автономных областей/автономных округов.
- патентных прав;
- прав на селекционные достижения;
- права на топологии интегральных микросхем;
- права на секреты производства (ноу-хау);
- права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
- права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Какой порядок рассмотрения дел в ВС РФ?
Такой же, что и при оспаривании нормативных актов (гл. 21 КАС РФ), но со своими особенностями.Подать административный иск о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим может:
- гражданин, в отношении которого этот акт применен;
- общественное объединение - в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов,
- прокурор (в рамках своей компетенции),
- все остальные субъекты, которые вправе оспаривать нормативные акты (ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ).
Очень важно указать в исковом заявлении конкретику: что именно акт нарушает и как он затрагивает права или законные интересы истца. Иначе суд не примет заявление (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ в новой редакции).
Срок рассмотрения : в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (ч. 1 ст. 213 КАС РФ).
Важно : граждане без высшего юридического образования вправе участвовать в споре только вместе с представителями (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).
Что выясняет суд при рассмотрении дела об оспаривании акта разъяснительного характера?
- нарушает ли акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;
- обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения акта смыслу разъясняемых им норм законодательства.
Если суд установит все вышеназванные факты, то акт будет признан не действующим полностью либо частично. С какой даты? Со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Если суд установит, что документ не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, то исковое заявление оставят без удовлетворения.
Порядок рассмотрения споров в судах по интеллектуальным правам схожий. СИП выносит решение о признании оспариваемого акта либо не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, либо не действующим полностью или в части (ст. 195.1 АПК РФ).
Кто может подавать заявление о признании недействующим акта, содержащего разъяснения, которые касаются прав на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 1-2 ст. 192 АПК РФ):
- граждане,
- организации,
- иные лица,
- прокурор,
- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
Надо ли платить за подачу иска?
Да. Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:- 300 рублей - для физлица,
- 4500 рублей - для юрлица.
На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.
Примечание:
Судебные решения в пользу проверенной организации обозначены индексом (а);
Судебные решения в пользу контролирующего органа обозначены индексом (б).
(а) ТУ ФСБН выявлено нецелевое использование субсидии на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства - выделение средств юридическому лицу, осуществляющему производство алкогольной продукции, т. е. не имеющему права на получение финансовой поддержки за счет данных средств, в связи с ограничениями установленными частью 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ.
Суд установил, что часть 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ накладывает запрет на субсидирование только субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров одновременно. Ссылка ТУ ФСБН на письма Минэкономразвития России от 10.12.2008 N Д05-5638, от 27.07.2009 N Д05-3697, от 14.04.2010 N Д05-1084 судом округа отклоняется, так как указанные письма носят информационный характер.
П-ВВО61
(б) Пересчет стоимости выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ в текущие цены должен производиться с использованием индексов, установленных в письмах Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному, так как указанные письма являются актами органа государственной власти, должностного лица обязательными для неопределенного круга лиц (независимо от их формы и других условий - государственной регистрации, опубликования в официальном издании).
П-ВСО30
(б) Письмо Минфина РФ от 12.03.2009 N 02-05-10/1191 носит информационный характер со ссылкой на обязательность руководства при этом Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ. Письмо является интерпретационным, содержит позицию исполнительного органа по толкованию нормы закона и обоснованно не расценено судом апелляционной инстанции, исходя из смысла статьи 311 АПК РФ, в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
П-СЗО66
(а) Выводы ТУ ФСФБН: Учреждением допущено
неправомерное использование средств федерального бюджета. Осуществлена оплата полиса
КАСКО по страхованию арендованного Учреждением автомобиля.
Судом установлено:
-
страхование по договору добровольного страхования арендованного транспортного средства от ущерба и хищения (КАСКО) является законным способом страхования исключительно имущества казны
субъекта РФ
в соответствии с его рыночной стоимостью;
- в целях надлежащего исполнения договорных обязательств Арендатор обязан осуществлять комплексное добровольное страхование транспортного средства как объекта имущества Тюменской области. Только наличие полисов ОСАГО и КАСКО является надлежащим способом исполнения
Учреждением
обязательств по договору
аренды.
Ссылка ТУ ФСФБН на письмо Минфина России от 13.12.2011 N 14-01-07/151-1301-1455 не принимается судом, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный (информационный) характер.
П-ЗСО88
(б) ТУ ФСБН при проверке сведений о получателях ежемесячной денежной компенсации (ЕДК), назначенной военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется ПФ РФ, установило, что Центр необоснованно отказал в назначении ЕДК гражданину З. и гражданке К., в связи с чем данные граждане недополучили ЕДК.
При
подаче заявления З. Представил в том числе справку, выданную в Республике Украина, об установлении впервые инвалидности второй группы по причине ранения на фронте в период ВОВ.
С
уды сделали вывод о том, что справка, выданная в Республике Украина, должна приниматься на территории
РФ
как подтверждение права на социальную выплату.
Гр. З. имел право на получение ЕДК со дня представления отклонённой Центром справки.
Так же суды подтвердили, что гр. К.
является членом семьи умершего участника ВОВ и инвалида 1 группы ВОВ и имела право на получение ЕДК с 01.01.2012.
Несостоятельна ссылка в жалобе на письмо Минтруда России от 24.07.2014 N 13-7/В-757, так как оно не является нормативным правовым актом, а носит рекомендательный характер.
П-СЗО90
(б) Начальник Управления привлечена к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ за нарушение порядка учета бюджетных обязательств.
Судом установлено следующее. Доводы о том, что операции по составлению и предоставлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства, со ссылкой на письма Минфина РФ, являются несостоятельными. Письма Минфина РФ не являются нормативно-правовыми актами, определяющим порядок учета бюджетных обязательств и носят лишь рекомендательный характер. Доводы о том, что на органы исполнительной власти не возложена обязанность по учету бюджетных обязательств, основаны на неверном толковании норм материального права.
Р-СОЮ61
(б) Выводы ТУ ФС ФБН, подтверждённые судами: средства федерального бюджета, выделенные Управлению по КБК 244.225 "Работы, услуги по содержанию имущества" использованы на расходы, предусмотренные по КБК 243.225 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества", что в соответствии со статьей 289 БК РФ является нецелевым расходованием средств.
Так же судами установлено следующее. Ссылка Управления на письмо Минрегионразвития РФ от 05.07.2013 N 11921-вл/10 не принимается судом, поскольку Минрегионразвития РФ не вправе подменять функции Минфина РФ и разъяснять возможность применения Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. Кроме того, указанное письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
П-АПС14
(б) Выводы ТУ Росфиннадзора. Учреждением не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно: при расчете начальной (максимальной) стоимости государственного контракта завышена их стоимость в результате неправильного применения индексов изменения стоимости к базовому уровню цен, что повлекло дополнительное расходование средств федерального бюджета в сумме 66,1 млн. руб. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правомерными выводы судов предыдущих инстанций о незаконном использовании бюджетных средств в сумме 66,1 млн. руб.
Судами установлено, что Учреждением применены индексы, доведённые письмом Минэкономразвития РФ от 21.08.2007 г. №12529-ГГ/ДОЗ, тогда как для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации подлежат применению индексы изменения сметной стоимости, указанные в ежеквартальных письмах Минрегионразвития РФ.
Доводы
об отсутствии у ТУ ФСФБН права на осуществление контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, об осуществлении расчета начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ, что письма Минрегионразвития РФ не относятся к законам или иным нормативным правовым актам, были Верховным судом РФ отклонены.
Письма Минздрава России и Приказы Минздравсоцразвития России являются чем? Письма Минздрава России – это…? Приказы Минздравсоцразвития России – это…? Являются нормативно-правовыми актами, обязательными к исполнению? Или они ненормативные? Приравнивается они к нормативно-правовым актом министерств и ведомств? Нормативно-правовой или иной акт (ненормативный)?
Ответ
Письма не являются нормативно-правовыми актами, они фактически содержат официальные разъяснения законодательства компетентным органом, но сами по себе разъяснения императивного характера не имеют, и обязательными для выполнения, под угрозой применения санкций, не являются.
Приказы федеральных министерств и ведомств являются подзаконными нормативными актами. Они являются обязательными к применению.
Термин «подзаконные акты» не встречается ни в Конституции РФ, ни в конституциях (уставах) субъектов РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
Конституция РФ
«Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации*.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Разъяснение
законодательства Российской Федерации, практики его применения, а
также толкование норм, терминов и понятий осуществляются
федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в
случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если
это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению
гражданина (п.12.4
Типового регламента внутренней организации федеральных органов
исполнительной власти , утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).
Гражданин (физическое
лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов
местного самоуправления, их должностных лиц в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, информации,
непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .
Правоотношения, связанные
с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним
Конституцией
Российской Федерации права на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" .
Граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе
юридических лиц, в государственные органы, органы местного
самоуправления и их должностным лицам, в государственные и
муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено
осуществление публично значимых функций, и их должностным
лицам.
Рассмотрение обращений
граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в форме электронного документа
, подлежит
рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении
гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя,
отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по
которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации
обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению
необходимые документы и материалы в электронной форме.
Обращение, поступившее в
государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит
обязательному рассмотрению.
Письменное обращение
подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента
поступления в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в
течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Письменное обращение,
поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации
(руководителю высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах
возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере
миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации
письменного обращения.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
Письменное обращение,
принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению
в порядке, установленном Федеральным
законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4
ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Государственные органы и
органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том
числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в
том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на
русском языке и государственном языке соответствующей республики в
составе Российской Федерации в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Лицо, желающее получить
информацию о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано
обосновывать необходимость ее получения.
Разъяснения органа
государственной власти имеют юридическую силу только в том случае,
если орган наделен в соответствии с законодательством Российской
Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по
применению положений нормативных правовых актов.
Пунктом
2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации ,
утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 ,
определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых
актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти:
постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание
нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм
не допускается.
Документы,
изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов
данных государственных или муниципальных органов, не приобретают
юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов
исполнительной власти оформляются в форме писем.
Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.
Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
(МВД России)
Утверждающий документ |
|
Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. |
Министерство иностранных дел (МИД России)
(МИД России)
Полномочия по разъяснению законодательства |
Утверждающий документ |
Организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и
направление ответов в установленный законодательством Российской
Федерации срок. |