Направленности личности: виды, формы и их характеристики. Проект "планирование индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и самоконтроль за эффективностью" Различной направленности

Структура комплекса

7. Настрой на практику

8. Разминка

9. Введение в комплекс

10. Основная часть комплекса (реализация идеи комплекса)

11. Завершение комплекса

12. Заключительный отдых

Виды тренировочных последовательностей:

1. Комплекс на восстановление (помогает через простые упражнения раскрыться и расслабиться)

2. Позы стоя и на равновесие (тонизирует, укрепляет тело)

3. Балансы в положении стоя (навык психологического баланса, устойчивости)

4. Комплекс с использованием растяжек (тонизирует, устраняет внутренние узлы и зажимы)

5. Скручивание (создает гибкость, подвижность позвоночника, массаж внутренних органов). Помогает взглянуть на проблему с другой стороны..

6. Раскрытие (укрепляет спину, плечи, способствует увеличению объема дыхания). Повышает оптимизм.

Если с утренней практикой все понятно - подойдет Сурья намаскар и любые динамичные комплексы асан - то вечерняя йога часто вызывает вопросы. И не зря: программа занятия напрямую зависит от того, как скоро вы собираетесь спать. Приступая к вечерней практике , нужно понимать, что вы собираетесь делать после вечерней тренировки. Например, если после работы вы заехали в йога-студию в 5-7 вечера, а потом еще собираетесь встретиться с друзьями или сделать покупки и не будете ложиться спать еще как минимум 3-4 часа, то вечерняя йога может мало отличаться от утренней. Исключение - интенсивные дыхательные техники: вечером лучше не увлекаться такими техниками, как капалабхати и бхастрика, их лучше выполнять натощак и что называется на свежую голову. После того как вы неоднократно за день поели и устали во время работы, интенсивное дыхание может привести к тошноте, головокружению, помутнению в глазах, повышению давления и т. д.

В остальном вечерняя йога может быть не менее насыщенной, чем утренняя. Можно выполнять не только вытяжение, но и балансы, и динамические комплексы. Бодрая тренировка зарядит вас энергией для последующих вечерних дел, а также поможет снять напряжение после рабочего дня.

Некоторые люди отмечают, что вечером тело более гибкое и послушное, чем утром . Это связано с тем, что сразу после сна кровоток несколько замедлен, а мышцы и суставы еще не разогреты. Поэтому на утренних тренировках требуется более интенсивная и долгая разминка, чем на вечерних. За целый день, даже при сидячей работе, мы обычно совершаем достаточное количество движений для того, чтобы тело проснулось. Однако не стоит пренебрегать небольшой разминкой и на вечерней практике: это поможет снизить риск травм.

Совсем иначе нужно выстраивать занятие, если вы практикуете непосредственно перед сном или за час-полтора до отхода ко сну. В этом случае интенсивная вечерняя йога и освоение сложных поз могут перевозбудить организм и привести к бессоннице. Кроме того, занимаясь через силу и не обращая внимание на усталость, можно получить травму.

Для спокойной вечерней практики идеально подходят мягкие асаны на вытяжение позвоночника, снятие напряжения с таза, поясничного и грудного отдела. Можно выполнять легкие скрутки, которые разгружают зажатые мышцы и суставы. В этих асанах стоит задействовать пропсы для йоги - болстеры, одеяла - даже если обычно вы ими не пользуетесь. Это поможет сделать тренировку еще более расслабляющей.

Перевернутые асаны лучше выполнять также с опорой на стену, с использованием болстеров, специальных лавочек для прогибов или фитбола. Дело в том, что классические перевернутые позы оказывают сильное стимулирующее воздействие на организм, которое нежелательно для поздних тренировок. Легкие перевернутые позы, например наклоны, наоборот, успокаивают нервную систему и дарят уставшему телу ощущение легкости.

И лучше всего завершит вечернюю йогу какая-нибудь расслабляющая дыхательная техника: например, нади шодхана пранаяма, или полное йоговское дыхание . После тренировки желательно все-таки не сразу ложиться спать, а посвятить полчаса-час каким-нибудь спокойным занятиям. Затем отправляйтесь отдыхать, и здоровый крепкий сон будет вам обеспечен!

На здоровье спортсменов и их тренированность оказывает существенное влияние характер тренировочного процесса. Дело в том, что функцию и морфологию организма спортсмена формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Характер этих упражнений определяется не столько видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое необходимо развивать в данном виде спорта. В сущности, в разных видах спорта вырабатываются в той или иной степени одинаковые качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и их различные сочетания). Поэтому нет смысла давать физиологическую характеристику каждому отдельному упражнению, так как при этом многие из них повторяли бы друг друга. Надо искать критерии, характерные для групп спортивных упражнений, направленных на развитие конкретных качеств, которые позволят изучать общие закономерности. Для этого целесообразно объединить различные виды спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Очевидно, что у спортсменов различных видов спорта, объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени возникают сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы. Такое распределение видов спорта на определенные группы позволяет изучать закономерности, лежащие в основе того или другого явления, возникающего при занятиях спортом.

Исходя из этого в основу распределения основных видов спорта на группы правильно положить различные сочетания трех критериев, характеризующих физические нагрузки. К ним относятся: 1) преимущественная мощность работы, выполняемая в тренировках (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная, различная по интенсивности); 2) преимущественная цикличность или ацикличность работы; 3) преимущественное развитие тех или иных двигательных качеств.

За последние годы как перспективность оценки состояния организма спортсменов с точки зрения направленности тренировочного процесса, так и целесообразность самой группировки в целом подтвердилась. Удалось показать, что в зависимости от направленности тренировочного процесса имеются существенные различия в функции внешнего дыхания, артериального давления в большом и малом круге кровообращения, в ритме сердца, в составе крови, гемодинамике, в объемах сердца, в скорости кровотока и во всех других системах и органах.

Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке выделяют три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

I тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

II тип - циклические упражнения смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную (скоростную) выносливость;

III - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

Распределение нагрузки различной направленности в течение года

Рациональное сочетание тренировочных средств различной направленности и ритмичности нагрузки.

Для достижения максимального оздоровительного эффекта необходимо обеспечить рациональное сочетание средств различной направленности. Ученые рекомендуют придерживаться следующего соотношения:

-аэробная работа - 50-60 % времени;

-анаэробная работа (скорость, скоростная выносливость) 5-10 %;

-сила (силовая выносливость) - 15-20 %;

-ловкость - 15-20 %;

-гибкость - 5-10%.

Если одно из физических качеств развито недостаточно и мешает достижению максимального показателя здоровья, то рекомендуется до 70 % тренировочного времени посвятить его развитию.

Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки.

Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

Гибкость и силу;

Гибкость и выносливость;

Быстроты и силу;

Быстроту и выносливость.

Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

Направленность тренировочных занятий и величина нагрузок в них в значительной мере обусловливают особенности утомления спортсменов и продолжительность восстановительных процессов .

Протекание процессов утомления и восстановления после занятий с большими нагрузкам характеризуется волнообразным изменением работоспособности: чётко прослеживается фаза снижения работоспособности после выполнения тренировочной нагрузки, её восстановления, причём восстановления не только до исходного уровня, а выше его – с избытком. Этот эффект называется фазой суперкомпенсации или сверхвосстановления, являющийся основанием для роста тренированности. Восстановительные процессы у спортсменов высокой квалификации после больших нагрузок обычно завершаются через 2 – 3 суток (48 – 72 часа).

Период восстановления после занятий со значительной нагрузкой вдвое короче и практически не превышает суток (24 часа). При этом уменьшается амплитуда сдвигов процессов утомления и восстановления, а также фаза суперкомпенсации гораздо меньше, чем после занятий с большой нагрузкой.

Восстановительные процессы после занятий со обычно завершаются после 10-12 часов, а после малых нагрузок – несколькими часами (3-5 час).

Последействие занятий с малой (1), средней (2), значительной (3) и большой (4) нагрузками

Условные обозначения: Б – большая нагрузка; З – значительная нагрузка; С – средняя нагрузка; М – малая нагрузка.

1. Последствие занятий с различными по величине нагрузками

Занятия избирательной направленности с большими нагрузками сказывают глубокое, но относительно локальное воздействие на организм спортсмена.

2. Последействие занятий комплексной направленности с параллельным решением задач

Комплексные занятия с большими нагрузками и с последовательным решением задач, по сравнению с занятиями избирательной направленности, оказывает на организм спортсменов более широкое, но менее глубокое воздействие, так как работоспособность в основной части занятия обеспечивается различными функциональными системами.

Последействие занятий комплексной (к) направленности при последовательном решении задач: объём средств – 30 – 35 % (а) и 40 – 45 % (б) доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности

Занятие, предполагающее параллельное повышение скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера (Вариант А), приводит к резкому снижению возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих выполнение работы такого рода, но не сказывается существенно на его возможностях в отношении работы аэробного характера.

Занятие, в котором параллельно развивается выносливость при работе аэробного и анаэробного характера (Вариант Б), приводит к снижению работоспособности в такой деятельности на 2-3 суток. Скоростные возможности оказываются угнетёнными только в течение нескольких часов после занятия и возвращаются к дорабочему уровню обычно через сутки.

Последействие занятий комплексной (к) направленности при параллельном решении задач: повышение скоростных возможностей и анаэробных возможностей (а) и повышение аэробных и анаэробных возможностей (б)

Следовательно – утомление, наступающее в результате тренировочных занятий различной направленности, носит строго конкретный характер для каждого занятия.

Занятия избирательной направленности с большими нагрузками вызывают резкое угнетение тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных программ. При этом спортсмен в состоянии проявлять высокую работоспособность в деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. Эта закономерность чётко проявляется не только применительно к занятиям, решающим задачи физической подготовки, но и к занятиям, связанным с решением задач всех других сторон подготовки спортсменов.

3. Последействие двух занятий одинаковой направленности с большими нагрузками, проведёнными с интервалом в 24 часа

Повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия оказывается значительно сниженной: при одних и тех же внешних показателях утомления он обычно не в состоянии выполнить более 75-80% работы, предложенной накануне.

Учитывая эти данные, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно, лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных спортсменов, и только тогда, когда ставится задача повышения выносливости.

Занятия, направленные на изучение новых двигательных действий, совершенствование техники, повышение скоростных или координационных способностей, планировать подряд нецелесообразно, т.к. в этом случае не удаётся соблюсти методические положения, лежащие в основе развития этих качеств и совершенствования названных сторон подготовленности.

4. Последействие двух и трёх занятий различной преимущественной направленности, проведённых с интервалом 24 часа

Последействие двух занятий различной преимущественной направленности с большими нагрузками, проведённых с интервалом 24 часа

Суммарное воздействие на организм спортсменов двух или трёх занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведённых с интервалом в 24 часа, принципиально отличается от влияния одинаковых по своей направленности занятий. Например, после занятия направленного на повышении скоростных способностей, они и будут значительно угнетены, в то же время аэробные возможности, принимавшие самое небольшое участие в работе такой направленности, вернутся к дорабочему уровню уже через несколько часов и поэтому имеется возможность провести следующее занятие с аэробной направленностью. Скоростные же возможности поле проведения второго занятия восстановятся уже к следующему занятию.

Один из возможных вариантов сочетания в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности. Утомление после трёх занятий различной направленности выражено гораздо в большей степени, т.к. три разнонаправленных занятия практически воздействуют на все сферы специальной работоспособности спортсмена. Через сутки после третьего занятия уровень всех основных показателей специальной работоспособности спортсменов значительно ниже исходного. Степень этого снижения определяется характером чередования занятий. Естественно, наиболее угнетённой оказывается та сторона работоспособности, на совершенствование которой было направлено последнее занятие.

Последействие трёх занятий, различной преимущественной направленности, проведённых с интервалом 24 часа

Занятия с малыми и средними нагрузками являются действенным фактором управления процессом восстановления после занятий с большими нагрузками. Проведение занятий со средними или малыми нагрузками после занятий избирательной направленности с большими нагрузками может: 1) усугубить имеющееся утомление; 2) не повлиять заметно на характер протекания восстановительных процессов; 3) способствовать интенсификации восстановления, которая наблюдается в том случае, если в дополнительных занятиях со средними или малыми нагрузками выполняется работа принципиально иной направленности и основная нагрузка приходится на другие функциональные системы. Проведение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками дополнительных занятий такой же направленности со средними нагрузками усугубляет утомление, вызванное большой нагрузкой, не изменяя его характера.

Дополнительных общеразвивающих программ

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономи- ческой деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 1998.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. – М.: Дело и сервис, 1999.

3. Анализ хояйсвенной деятельности бюджетных организаций / Учебн. пособие под ред. д.э.н., проф. Д.А. Панковой. – М.: ООО Новое знание, 2002.

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000

5. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствую- щего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 1999.

6. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. – М.: Банки и биржи; ИО ЮНИТИ, 1997.

7. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2002.

8. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. М.: Финансы, 1993.

9. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчет- ности. – М.: Дело и сервис, 2000.

10. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятель- ности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2001.

11. Коволев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, вы- бор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельно-

сти предприятия. – М.: Проспект, 2000.

13. Козлова О.И. и др. Оценка кредитоспособности предприятия. – М.: АО АРГО, 1999.

14. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торгов- ле. – Мн.: Вышэйш. шк. , 2000.

15. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и статистика, 1991.


16. Ришар Жак, Аудит и анализ хозяйственной деятельности пред- приятия. – М.: ЮНИТИ, 1997.

17. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс для высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2002.

18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предпри- ятия. – Мн.: ООО Новое знание, 2002.

19. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – Мн.: ИСЗ, 1996.

20. Шеремет А.Д., Щербаков Г.Н. Финансовый анализ в коммер- ческом банке. – М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи / Под ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика,

Образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- 273-ФЗ) являются составляющей частью системы образования в Российской Федерации. Частью 1 статьи 12 273-ФЗ определено, что именно образовательные программы определяют содержание образования.



Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р) одним из принципов государственной политики развития дополнительного образования детей является принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация.

Образовательная программа становится основным компонентом образовательного процесса в образовательной организации. Соответственно, от качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.

  • Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • 1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • 2.Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
  • 5. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни
  • 6. Критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема 3. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
  • 1. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
  • 2. Основные причины изменения психофизического состояния в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 1. Методические принципы и методы физического воспитания
  • 2. Основы и этапы обучения движениям
  • 3. Воспитание физических качеств
  • 4. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • 5. Общая физическая подготовка ее цели и задачи
  • 6. Специальная физическая подготовка
  • 7.Зоны и интенсивность физических нагрузок
  • Тема 5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 1.Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
  • 2. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
  • 4. Характер содержания занятий в зависимости от возраста
  • 5. Гигиена самостоятельных занятий
  • 6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма
  • Тема 6. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
  • 1. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 2. Студенческий спорт. Его организационные особенности
  • 3. Студенческие спортивные соревнования и организации
  • 4. Нетрадиционные системы физических упражнений
  • 5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
  • Тема 7. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 1. Краткая историческая справка. Влияние избранного вида спорта или
  • 2. Планирование тренировки в избранном виде спорта
  • 3. Пути достижений физической, технической, тактической и психической подготовленности
  • 4. Виды и методы контроля над эффективностью
  • 5. Календарь студенческих внутривузовских и невузовских соревнований
  • Тема 8. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при
  • 2. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля
  • 3. Использование различных методов для оценки физического
  • Тема 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду
  • 2. Определение понятия ппфп, ее цели и задачи. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
  • 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • 18. Словарь терминов (глоссарий)
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности

    Наиболее распространенные средства самостоятельных занятий:

    1. Ходьба – естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно происходить постепенно.

    При хорошем самочувствии можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее. Затем можно переходить к непрерывному бегу.

    2. Бег – наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности. Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие – темп бега должен быть невысоким и равномерным, бег доставляет удовольствие, «мышечную радость». Бег должен быть легким, свободным, ритмичным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Нагрузка особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем – верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

    Для укрепления здоровья и поддержания хорошей физической подготовленности достаточно бегать ежедневно по 3-4 км или в течение 20-30 мин. Наиболее важен не объем работы, а регулярность занятий.

    3. Плавание. При занятиях плаванием необходимо соблюдать следующие правила:

    Заниматься следует не ранее чем через 1,5-2 ч после приема пищи.

    Запрещается заниматься плаванием при плохом самочувствии, повышенной температуре, простудных и желудочно-кишечных заболеваниях.

    Лучшее время для занятий плаванием – с 10-11 до 13 ч и с 16 до 18 ч.

    4. При ходьбе на лыжах должны быть приняты все необходимые меры предосторожности по профилактике спортивных травм и обморожений.

    Полезно заниматься на лыжах хотя бы 1 раз в неделю по одному часу.

    5. Езда на велосипеде , благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благотворно воздействующих на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

    6. Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела. Упражнения могут сочетаться с прыжками, с бегом и небольшими продвижениями во всех направлениях, танцевальными элементами.

    Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45-60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно–сосудистую и дыхательную системы. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде.

    Занятия могут проводиться в группах или самостоятельно, индивидуально.

    В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы, спортивной разминки или специального занятия. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

    7. Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.

    При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания. Дыхание должно быть ритмичным и глубоким.

    Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходить к гимнастическим общеразвивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающий упражнения для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части проводится медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

    Атлетическая гимнастика полезна и женщинам. С ее помощью укрепляется опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна. Используя упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.

    8. Спортивные и подвижные игры имеют большое оздоровительное значение. Их отличает разнообразная двигательная деятельность и положительные эмоции, они эффективно снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышают умственную и физическую работоспособность.

    Подвижные игры отличаются несложными правилами, и команды для их проведения могут комплектоваться произвольно («Третий лишний», «Мяч по кругу»). Спортивные игры требуют более высокого владения приемами техники конкретного вида игры и знания правил судейства, определяющих взаимоотношения и поведение играющих (волейбол, футбол, теннис).

    9. Занятия на тренажерах применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии (ограничение двигательной активности) и гиподинамии (снижение силы мышц), избирательно воздействуя на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно–сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.

    Перечень упражнений на тренажерах и методические рекомендации по их применению широко представлены в литературе по физической культуре и спорту.

    "