Правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Об утверждении положения о правовой инспекции труда профсоюза. IV. Полномочия правовых инспекторов труда профсоюза
Приложение
к постановлению ЦК Профсоюза
ПОЛОЖЕНИЕ
о технической инспекции труда
Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ
I. Общие положения
1.1. Техническая инспекция труда Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — техническая инспекция труда Профсоюза) является уполномоченным органом Профсоюза, создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях, в которых работают и (или) обучаются члены Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — члены Профсоюза).
1.2. Техническая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, а также Уставом Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее - Устав Профсоюза) и действует на основании настоящего Положения.
Основные принципы действия технической инспекции труда Профсоюза — законность, объективность и независимость в своих оценках состояния условий, охраны труда при обеспечении защиты прав членов Профсоюза на охрану труда.
1.3. Техническая инспекция труда Профсоюза осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда в тесном контакте с внештатными техническими инспекторами труда Профсоюза, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профкомов.
1.4. Техническая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, судебными и правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами местного самоуправления, а также с работодателями (объединениями работодателей).
II. Задачи технической инспекции труда Профсоюза
2. Основными задачами технической инспекции труда Профсоюза являются:
2.1. Защита прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья.
2.2. Осуществление профсоюзного контроля за работодателем по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.
2.3. Отстаивание прав и социальных гарантий на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений, других локальных нормативных актов.
2.4. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения норм законодательства об охране труда.
2.5. Оказание членам профсоюза информационной и методической помощи по вопросам реализации и защите их прав на охрану труда.
III. Основные полномочия технической инспекции труда Профсоюза
3.1. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза имеют следующие полномочия:
3.1.1. обеспечивать защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и иных должностных лиц, нарушающих права и интересы членов Профсоюза;
3.1.2. осуществлять профсоюзный контроль по соблюдению работодателями и их представителями правил и норм охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда и требования безопасности, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза;
3.1.3. принимать участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;
3.1.4. взаимодействовать с органами прокуратуры, другими органами государственного надзора и контроля при проведении совместных проверок, а также другим вопросам в рамках соответствующих соглашений;
3.1.5. принимать участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, анализировать обстоятельства и причины несчастных случаев на производстве, полноту и своевременность проведения расследований несчастных случаев, принимать меры по устранению нарушений порядка и сроков расследования, восстановлению нарушенных трудовых и социальных прав членов Профсоюза;
3.1.6. информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3.1.7. анализировать деятельность и обобщать опыт работы первичных организаций Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных по охране труда профкомов по организации и проведению контроля за состоянием охраны труда в учреждениях (организациях), предупреждению несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний;
3.1.8. вносить на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения норм законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работников, совершенствования системы профсоюзного контроля;
3.1.9. расследовать с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов работников от выполнения работ при возникновении угрозы для их жизни и здоровью;
3.1.10. контролировать выполнение работодателями и их представителями выполнение санитарных норм и правил, соответствие условий труда требованиям охраны труда, обеспеченность работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
3.1.11. разрабатывать рекомендации, методические пособия, консультировать по вопросам применения законодательства по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3.1.12. организовывать и участвовать в обучении и повышении квалификации профсоюзного актива, в том числе через аккредитованные организации, по вопросам охраны труда;
3.1.13. участвовать в работе по распространению знаний по охране труда и соблюдения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
3.1.14. оказывать методическую и практическую помощь руководителям профсоюзных организаций, уполномоченным по охране труда профкомов, внештатным техническим инспекто¬рам труда Профсоюза, представителям Профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, по проведению обследований учреждений (организаций) по вопросам условий и охраны труда, разработке мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;
3.1.15. рассматривать заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза и профсоюзных организаций по вопросам охраны труда, принимать необходимые меры по устранению нарушений правил и норм охраны труда.
3.2. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза на основании проведенных обследований, проверок и других материалов в работе по защите прав членов Профсоюза на охрану труда составляет Отчет о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда за отчетный период по форме 19-ТИ и пояснительную записку к нему, которые в срок до 15 февраля следующим за отчетным года направляет в аппарат ЦК Профсоюза.
IV. Права и обязанности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза
Права
4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены Профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.
4.2. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3. Получать информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий, охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве.
4.4. Запрашивать у работодателей (их представителей) и получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
4.5. Участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств производства и транспортных средств.
4.6. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке.
4.7. Взаимодействовать со средствами массовой информации для оповещения членов Профсоюза, работников о работе технической инспекции труда Профсоюза по защите прав на охрану труда, направленной на повышение мотивации профсоюзного членства.
4.8. Участвовать в совещаниях, семинарах по охране труда, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Обязанности
4.9. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.
4.10. Добросовестно осуществлять свои полномочия, содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, быть объективными, укреплять авторитет Профсоюза.
4.11. Считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.
4.12. Вести учет своей деятельности и отчитываться перед организацией Профсоюза, в которой он принят на работу;
4.13. Оформлять результаты своей деятельности и деятельности межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
19-ТИ — Отчет о работе межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда (приложение 1).
К отчету о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда в обязательном порядке прилагается пояснительная записка;
1-ТИ — представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда (приложение 2);
2-ТИ — требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение 3);
3-ТИ — требование о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).
4.14. Оказывать помощь членам Профсоюза в составлении исковых заявлений в судебные органы по защите прав и интересов на здоровые и безопасные условия труда, при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представлять их интересы в судебных инстанциях.
4.15. При осуществлении общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда в учреждениях (организациях) иметь при себе и предъявлять работодателю (его представителю) удостоверение технического (главного технического) инспектора труда Профсоюза.
4.16. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза, виновный в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.
V. Формирование и организационное обеспечение деятельности технический инспекции труда Профсоюза
5.1. Общее руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза осуществляет Центральный комитет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Председатель Профсоюза в пределах своих полномочий.
5.2. Руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.
5.3. Техническая инспекция труда Профсоюза состоит из технической инспекции труда Профсоюза, возглавляемой главным техническим инспектором труда Профсоюза, заведующим отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза и технических инспекций труда Профсоюза соответствующих выборных руководящих органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
5.4. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза.
5.5. Технический (главный технический) инспектор труда организации Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организации Профсоюза и главным техническим инспектором труда Профсоюза в пределах своей компетенции.
5.6. На должность главного технического инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее техническое образование.
5.7. Главный технический (технический) инспектор труда Профсоюза выполняет функции по:
Непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, информированию о ее деятельности;
Координации работы технических инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;
Внесению предложений по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора), по принятию мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций;
Осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых техническими инспекторами труда Профсоюза решений;
Организации и участию в проверках, осуществляемых по предложениям руководящих органов Профсоюза в части контроля за деятельностью региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза по охране труда;
Представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности технической инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по совершенствованию ее деятельности;
Подготовке предложений о проведении не реже, чем один раз в 3 года обучения, организуемого в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза;
Изучению и анализу статистических данных региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по различным направлениям деятельности по охране труда;
Обобщению практики работы технических инспекторов труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
Разработке планов работы технической инспекции труда с учетом предложений Постоянной Комиссии ЦК Профсоюза по охране труда.
5.8 Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности председателем региональной (межрегиональной) организации Профсоюза. Главный технический инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза.
5.9. Председатель региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в обязательном порядке в недельный срок уведомляет ЦК Профсоюза и главного технического инспектора труда Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза.
5.10. ЦК Профсоюза, межрегиональные (региональные) организации Профсоюза самостоятельно определяют штатную численность технических инспекторов труда Профсоюза.
5.11. Жалобы на принятые решения технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующими выборным единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза, а при необходимости вышестоящим выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза в порядке, установленном в организации Профсоюза.
5.12. Разногласия по решениям, принятым главным техническим инспектором труда Профсоюза, рассматриваются Председателем Профсоюза.
Приложение №1 к Положению
Форма 1-ТИ
Техническая инспекция труда
(Москва,119119, Ленинский проспект,42, тел.:938-81-64; 938-79-77)
Представление №____от___________200_ года
об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда, окружающей среды и
обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Кому ______
фамилия, имя, отчество
Копия: Председателю профсоюзного комитета организации
______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:
О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда Профсоюза в срок до_____________200_ г.
Технический (главный технический) инспектор
труда Профсоюза по__________________________ _______________
республика, край, область, город подпись
______________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, служебный телефон
Представление получил_________________________________________________________
фамилия, имя, отчество, должность
___________________ _____________________
подпись дата, время
Приложение №2 к Положению
о технической инспекции труда Профсоюза
Форма 2-ТИ
Техническая инспекция труда
Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений
и общественного обслуживания Российской Федерации
(Москва,119119, Ленинский проспект, 42, тел.: 938-81-64; 938-79-77)
Требование №___от____________200_г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм
законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
Кому_________________________________________________________ ______________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество руководителя органа государственного надзора и контроля
Фамилия, имя, отчество руководителя организации
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Обращаюсь с требованием о привлечении к________________________________________________________________________________
(дисциплинарной, административной, уголовной)
Ответственности
(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)
за_____________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний)
О принятом решении прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда в срок до______________________________
(число, месяц. год)
Приложение: Представление от «__»_____________20___г. №________ Технический (главный технический) инспектор труда_________________________________________
Подпись
________________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
Приложение №3 к Положению
о технической инспекции труда Профсоюза
Форма 3-ТИ
Техническая инспекция труда
Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений
и общественного обслуживания Российской Федерации
(Москва, 119119, Ленинский проспект, 42, тел.:938-81-64; 938-79-77)
ТРЕБОВАНИЕ №_____от________________200__г.
о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников
Кому____________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
должность, название организации
Копия: Председателю профсоюзного комитета организации_____________________________________________________
фамилия, имя, отчество
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации. Требую приостановить________________________________________________________________________________
(наименование работ, производственного оборудования, машин,
____________________________________________________________________________________________________
механизмов или производственных участков, рабочих мест и т.д.)
_____________________________________________________________________________________________________
(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,
______________________________________________________________________________________________________
Создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,
_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
об охране труда)
Технический (главный технический) инспектор труда по _____________________ ____________ ___________________ подпись фамилия, и.о. Требование получил «___»_______200__г. в «___» часов, «___» минут ______________________________________________________________ подпись фамилия, имя, отчество
Должность
Утверждено
постановлением Исполкома
Профсоюза 11.11.2014 г. № 15-6и
П О Л О Ж Е Н И Е
о технической инспекции труда
профсоюза работников строительства и промышленности
строительных материалов Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Уставом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, федеральными законами: «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда», «Об охране окружающей среды», «Положением о технической инспекции труда ФНПР» (постановление Исполнительного комитета ФНПР от 13.10.2014 г. № 5-17 «О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда»), а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности технической инспекции, права и обязанности штатных и внештатных технических инспекторов труда профсоюза.
1.3. Техническая инспекция труда профсоюза совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях.
1.4. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.
1.5. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в строительстве и промышленности строительных материалов, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами осуществляющими функции в области обязательного социального страхования, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями.
1.6. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве, руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Уставом профсоюза и настоящим Положением и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.
2 . Функции технической инспекции труда профсоюза
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителямизаконодательства об охране труда(включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а такжеза выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда на предприятиях, в учреждениях и других организациях строительной отрасли независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза.
2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях строительства и промышленности строительных материалов, а также охраны окружающей среды.В контрольной деятельности инспекции большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.
2.3. Защита законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда: контроль уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда по результатам СОУТ, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
2.4. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда, членам комитета (комиссии) по охране труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.
2.5. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.
2.6. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды.
2.7. Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.
2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне. Подготовка предложений по данным вопросам для их внесения в Генеральное, отраслевое, территориальное и иные соглашения.
2.10. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.
2.11. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствованию системы профсоюзного контроля в этих направлениях.
2.12. Проведение выборочной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности.
2.13. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.
2.14. Консультативная помощь и организация подготовки профсоюзного актива к участию в комиссиях по проведению СОУТ.
2.15. Контроль за обязательным участием представителя профсоюза в комиссии по специальной оценке условий труда и соблюдением требований процедуры СОУТ.
2.16. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий, охраны труда и окружающей среды работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.
2.17. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.
2.18. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе по форме 19-ТИ (приложение № 1).
3. Формирование технической инспекции
3.1. Техническая инспекция труда включает в себя штатных и внештатных технических инспекторов труда, которые могут действовать во всех организационных структурах профсоюза.
3.2. На уровне ЦК профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата ЦК профсоюза строителей России.
Сфера обслуживания - все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России.
3.3. На уровне региональной организации профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата региональной организации профсоюза строителей России.
Сфера обслуживания, как правило, распространяется на все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России на территории субъекта Российской Федерации.
3.4. На должность технического (главного технического) инспектора принимается лицо с высшим техническим образованием, имеющее стаж практической работы по специальности не менее трех лет на предприятиях строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации. В отдельных случаях с учетом служебных и личных данных на должность технического (главного технического) инспектора труда может быть принято лицо, работавшее в других отраслях промышленности и транспорта и отвечающее вышеизложенным требованиям.
3.5. Технический инспектор труда должен быть членом отраслевого профсоюза.
3.6. Должность технического инспектора труда именуется: «Технический (главный технический, внештатный технический) инспектор труда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов по …» (далее указывается наименование территории субъекта Российской Федерации).
Должность главного технического инспектора труда приравнивается к должности заведующего отделом структурного подразделения аппарата профсоюзного органа. Должность заместителя главного технического инспектора труда приравнивается к должности заместителя заведующего отделом. Должность технического инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста, либо руководителя группы.
3.7. С техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза трудовой договор заключает руководитель региональной организации, с обязательным условием о трехмесячном испытании при приеме на работу в целях проверки его соответствия поручаемой работе, в порядке, установленном статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
Технический (главный технический) инспектор труда профсоюза приобретает полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Положением, после утверждения его в должности Исполкомом Профсоюза. В этих целях руководитель региональной организации профсоюза до истечения трехмесячного срока представляет на него в аппарат ЦК профсоюза две фотографии 3х4 см и копии документов: распоряжения (приказа) о приеме на работу, трудового дого-вора, сведений подтверждающих соблюдение требований к квалификации кандидатуры (п. 3.4.).
В случае не утверждения Исполкомом Профсоюза кандидатуры в должности технического (главного технического) инспектора труда, он подлежит увольнению как не прошедший испытание при приеме на работу с обязательным указанием причин, послуживших основанием для признания его, не выдержавшим испытание.
3.8. Техническому (главному техническому, внештатному) инспектору труда, утвержденному в установленном порядке, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение заверяется круглой печатью Профсоюза и подписывается председателем или заместителем председателя Профсоюза строителей России.
Освобождение от должности (штатного, внештатного) технического инспектора труда осуществляется исполкомом региональной организации профсоюза.
При увольнении штатного технического и прекращении деятельности внештатного технического инспектора его удостоверение изымается руководителем региональной организации профсоюза.
3.9. Технические (главные технические) инспекторы труда, после утверждения в должности в установленном порядке, проходят специальное обучение в системе непрерывного образования по охране труда, а также не реже одного раза в три года, проходят обучение (повышение квалификации) по охране труда с последующей выдачей соответствующего удостоверения. Кроме этого, ЦК профсоюза организует для технических (главных технических) инспекторов труда один раз в два года семинар-совещание по актуальным вопросам трудового законодательства.
3.10. Местонахождение рабочего места (офиса) технического инспектора труда определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики и специфики профсоюзного обслуживания.
3.11. Технический (главный технический) инспектор труда непосредственно подчиняется руководителю профсоюзной организации, в которую он принят на работу.
3.12. Неправомочные действия технического (главного технического) инспектора труда могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, в ведении которого находится технический (главный технический) инспектор труда.
3.14. Финансирование технических инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза, находящихся в управлении ЦК профсоюза или соответствующей региональной организации профсоюза.
3.15. На технического инспектора труда распространяются условия оплаты труда, премирования, надбавок и доплат, установленные в соответствующей организации профсоюза.
3.16. Финансирование технического инспектора труда может осуществляться при долевом участии нескольких региональных организаций профсоюза. При этом сфера обслуживания технического инспектора труда распространяется соответственно на эти организации.
3.17. Руководитель региональной организации профсоюза вправе поручить техническому инспектору с учетом его знания и практического опыта выполнять отдельные функции правового инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием, с соответствующей аттестацией в правовой инспекции труда профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.
4. Права и обязанности технического (главного технического) инспектора труда
4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
4.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3.Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
4.4. Участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых, эксплуатируемых механизмов и инструментов.
4.5. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.
Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.
4.6. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда.
4.7. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий, организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей среды, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
4.8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
4.9. Принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.10. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, окружающей среды, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.
Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.
4.12. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
форма 1-ТИ
- представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда … (приложение № 2);
форма 2-ТИ
- требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда …(приложение № 3); форма 3-ТИ
- требование о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение № 4).
4.13. Обжалование принятых техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза решений осуществляется исполкомом соответствующей региональной организации профсоюза. Окончательное решение принимает Исполком Профсоюза.
4.14. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, составлять ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ (приложение № 1) и направлять в адрес ЦК Профсоюза в установленные сроки.
5. Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза
5.1. Координирует деятельность технических (главных технических) инспекторов труда региональных организаций профсоюза.
5.2. Разрабатывает Положение о технической инспекции труда профсоюза, вносит предложения о внесении в Положение дополнений и изменений.
5.3. Принимает участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласовывает их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информирует технических инспекторов региональных организаций о новых нормативных правовых актах по охране труда.
5.4. Ставит тактические задачи перед техническими инспекторами труда на конкретных этапах социально-политической обстановки.
5.6. Готовит предложения о проведении семинаров-совещаний технических инспекторов труда, по обучению и повышению квалификации.
5.7. Обобщает ежегодные отчеты по форме 19-ТИ (приложение № 1) о работе технических инспекторов труда региональных организаций, составляет сводный отчет и направляет его в ФНПР.
6. Внештатный технический инспектор
6.1. Внештатный технический инспектор труда имеет такой же статус, как и штатный технический инспектор труда. Он также пользуется всеми правами и полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.
6.2. Внештатный технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед соответствующей региональной организацией профсоюза по форме 19-ТИ (приложение № 1) в установленные сроки. Ответственный работник региональной организации профсоюза составляет сводный отчет о работе внештатной технической инспекции и направляет его в ЦК Профсоюза в установленные сроки.
Пояснения к заполнению отчета по форме 19-ТИ
Форма 19-ТИ (приложение № 1) является единой для всех членских организаций ФНПР.
В отчете (форма 19-ТИ) о работе штатных технических (главных технических) инспекторов труда профсоюза не учитываются внештатные технические инспекторы труда, а также проделанная ими работа.
О работе внештатных технических инспекторов составляется отдельный отчет по форме 19-ТИ.
Отчеты (с пояснительной запиской) представляются региональными организациями профсоюза в ЦК профсоюза один раз в год и не позднее 1 февраля после отчетного периода.
Основной и главной особенностью отчета 19-ТИ за 2014 и последующие годы является его электронная форма и соответственно электронный канал его передачи.
Правила заполнения электронной формы:
1. Запрещается переводить полученную таблицу Excel в другие форматы (Word, OpenOffice, Pdf, jpeg и ЛЮБЫЕ другие), так как они не позволяют выполнять автоматизированную обработку и анализ данных отчетов.
2. Запрещается снимать защиту и вносить любые изменения в структуру таблицы. Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.
3. Запрещается отправлять файлы, имеющие красные надписи «Не заполнено» справа от таблицы и (или) красный аншлаг внизу таблицы «Вы не заполнили все обязательные ячейки. Красных слов НЕ ЗАПОЛНЕНО быть не должно! Отчет будет возвращен на доработку без рассмотрения». Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.
4. Для заполнения доступны только ячейки, в которые встает курсор. Внесение информации в любые другие ячейки заблокировано.
5. В случае если запрашиваемая информация таблицы у Вас отсутствует, в соответствующую ячейку ставится ЦИФРА «0» (Ноль). Ввод любых нецифровых значений в ячейки заблокирован программно. Только при заполнении значений и за отчетный, и за предыдущий годы красная надпись «Не заполнено» гаснет.
6. Значения по ряду итоговых параметров подсчитываются автоматически после введения промежуточных данных.
7. Вводить наименование организации профсоюза начиная с их территориального (регионального) признака, например, Московская…, Саратовская,… Свердловская…. и т.д.
8. Обращать внимание на подсказки в ячейках с красным треугольничком. Это поможет безошибочно заполнить таблицу.
9. После появления внизу таблицы аншлага зеленого цвета «Спасибо, Вы заполнили все необходимые значения. Отчет может быть отправлен, принимается к рассмотрению по существу» обязательно сохраните файл и отправьте его по электронной почте на адрес, указанный при получении файла отчета.
10. Отчеты отправленные по факсу не рассматриваются.
11. Копия файла на бумажном носителе подписывается и передается по инстанции по необходимости.
В целях учета территориальной специфики можно вводить дополнительные показатели, указывая их вне таблицы отчета в пояснительной записке.
К цифровому отчету прилагается пояснительная записка , в которой приводятся отдельные примеры по позициям отчета 19-ТИ.
В записке также дается общий анализ проблем по региону и отрасли (состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, проведение медицинских осмотров, проведение специальной оценки условий труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, труд женщин, работников в возрасте до 18 лет и др.).
Дополнительно в пояснительной записке отражается информация:
О принятии и реализации ведомственных и региональных программ по улучшению условий и охраны труда;
О соблюдении законных прав и интересов застрахованных в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;
Об обобщении и распространении положительного опыта по охране труда и экологии, рассмотрении вопросов охраны труда на заседаниях коллегиальных органов профсоюза, об участии в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Пояснения по пунктам отчета |
|
Учитываются лица, привлеченные к ответственности только на основании требований технических инспекторов труда. |
|
Указывается количество несчастных случаев по их видам - групповой, тяжелый, со смертельным исходом, происшедших в организациях строительной отрасли, где организован профсоюз. Групповой несчастный случай учитывается как один несчастный случай независимо от количества пострадавших и тяжести повреждения. |
|
Учитываются только вышеуказанные несчастные случаи, в расследовании которых принимали участие технические инспекторы труда. |
|
Учитываются только письменные обращения, заявления и жалобы. |
|
В строке 85 учитываются исковые заявления. В строке 86 указывается количество работников, в пользу которых вынесены судебные решения. |
Если технические инспекторы труда принимали участие в защите членов профсоюза в судах, то к пояснительной записке прилагаются копии судебных решений.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОМУ ИНСПЕКТОРУ ТРУДА
ТЕХНИЧЕСКОМУ ИНСПЕКТОРУ ТРУДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Технический инспектор труда относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению _______________________________________________.
Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
Уставом организации;
Правилами трудового распорядка;
Приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);
1.4. Технический инспектор труда должен знать:
Организацию работы по охране труда;
Правила техники безопасности при выполнении строительно-монтажных, ремонтно-строительных, земляных, погрузочно-разгрузочных, складских работ, при работе с химическими, радиоактивными веществами;
Передовой опыт по охране труда;
Методы и формы пропаганды и информации по охране труда;
Основы экономики, организации производства труда и управления;
Основы трудового законодательства.
1.5. Во время отсутствия технического инспектора труда его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. ФУНКЦИИ
На технического инспектора труда возлагаются следующие функции:
2.1. Осуществление общественного контроля за соблюдением в организации законодательства о труде.
2.2. Осуществление общественного контроля за своевременным проведением инструктажа и обучения работающих.
2.3. Осуществление общественного контроля за соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, своевременными выплатами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей.
2.4. Рассмотрение заявлений и обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда.
2.5. Оказание помощи первичным профсоюзным организациям и общественным инспекторам по охране труда.
2.6. Информирование членов профсоюза, нанимателей и индивидуальных предпринимателей о результатах проводимых проверок.
III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций технический инспектор труда обязан:
3.1. Осуществлять общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде в организациях, где создана в установленном порядке первичная профсоюзная организация, и индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены профсоюза.
3.2. Принимать меры по предупреждению нарушений законодательства о труде, выявлять нарушения и принимать меры по их устранению, анализировать и обобщать информацию о нарушениях, оказывать практическую помощь общественным инспекторам по охране труда в осуществлении возложенных на них задач.
3.3. Проводить в организациях и у индивидуальных предпринимателей регулярные проверки соблюдения законодательства о труде, правил и инструкций по охране труда, технического состояния зданий и сооружений, производственного оборудования, машин и механизмов, состояния условий труда и окружающей среды, осуществлять контроль за выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами , соглашениями.
3.4. Осуществлять общественный контроль за своевременными выплатами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, осуществлять контроль за своевременным обеспечением работающих необходимыми спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, обеспечением соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т. п.), обеспечением мылом, смывающими и обезвреживающими средствами.
3.5. Осуществлять общественный контроль за своевременным проведением инструктажа и обучения работающих безопасным методам труда, состоянием санитарно-бытовых помещений, организацией питьевого режима, соблюдением законодательства на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставлением компенсаций по условиям труда, своевременным и качественным проведением аттестации рабочих мест.
3.6. Участвовать в специальном расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в подготовке заключений о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда.
3.7. Осуществлять общественный контроль за соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализировать состояния и причины производственного травматизма, требовать принятия необходимых мер по его предупреждению.
3.8. Рассматривать заявления и обращения членов профсоюза по вопросам охраны труда, взаимодействовать с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
3.9. Оказывать помощь первичным профсоюзным организациям и общественным инспекторам по охране труда в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
3.10. Информировать членов профсоюза, нанимателей и индивидуальных предпринимателей о результатах проводимых проверок, расследовании несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и другой проделанной работе.
Технический инспектор труда имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).
4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
5.1. Технический инспектор труда подчиняется
5.2. Технический инспектор труда взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений организации:
получает:
представляет:
получает:
представляет:
VI. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Работу технического инспектора труда оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).
6.2. Технический инспектор труда несет ответственность:
6.2.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
6.2.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
6.2.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
Наименование должности
руководителя структурного
подразделения
Подпись расшифровка подписи
С инструкцией ознакомлен
Подпись расшифровка подписи
_______________________
Техническая инспекции труда профсоюза в 2018 году отмечает 100 летний юбилей.
Немного истории
Народный комиссариат труда РСФСР 10 июля 1918 года утвердил «Наказ инспекции труда», регламентирующий деятельность инспекции, чьи функции вскоре перешли к профсоюзам. В том же году был создан орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц, которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.
Постановлением ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов) 26 августа 1966 года было утверждено Положение о техническом инспекторе труда. Этот документ впервые предоставил техническим инспекторам право запрещать работу на отдельных производственных участках, станках и машинах, если обнаружены недостатки, из-за которых мог быть причинен ущерб здоровью работающих. На основании представления технического инспектора труда могли быть закрыты не только крупные подразделения предприятия, например, целый цех, но и остановлена работа всего предприятия.
Технические инспектора труда с 1976 года получили право самостоятельно применять меры административного воздействия (штраф) к должностным лицам. С 1992 года за профсоюзами в лице технической инспекции труда закреплено право надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране груда.
Только в 1994 году из состава профсоюзов выделяется Государственная инспекция труда, куда передается государственная часть полномочий в сфере охраны труда. В профсоюзах продолжила действовать собственная система контроля охраны труда.
Система охраны труда профсоюзов в современных условиях
Безопасный труд является одним из основных компонентов достойного труда, достижение которого признано стратегической задачей российских профсоюзов.
Система профсоюзных органов, реализующих права профсоюзов в сфере охраны труда, является многоступенчатой. На федеральном уровне создана техническая инспекция труда ФНПР, которая действует на основании соответствующего положения, утвержденного Постановлением Исполкома Генерального совета ФНПР от13.10.2014 № 5-17
Согласно этого Положения, основными направлениями деятельности инспекции в области охраны труда являются:
- разработка предложений для внесения в соответствующие разделы Генерального соглашения и осуществления контроля над его осуществлением;
- внесение в Генеральный совет ФНПР предложений по совершенствованию действующего законодательства;
- участие совместно с отраслевыми профсоюзами и территориальными профсоюзными объединениями в разработке и согласовании нормативных актов, принимаемых на федеральном уровне;
- участие в разработке основных принципов и направлений государственной политики и определение мер по их реализации;
- внесение на рассмотрение Исполкома Генсовета ФНПР предложений по совершенствованию системы управления, надзора и контроля;
- осуществление методического руководства деятельностью технических инспекций труда отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений;
- организация обучения и повышения квалификации главных технических инспекторов труда профсоюзов;
- организация проведения выборочных экспертиз различных технических проектов, а также средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных факторов окружающей среды;
- информирование профсоюзных органов об изменении законодательства в данной сфере;
- пропаганда передового опыта.
Одним из основных принципов построения технической инспекции труда ФНПР является независимость и самостоятельность ее действий в рамках законодательства о труде.
Техническая инспекция труда профсоюзов формируется по отраслевому и территориальному принципу и состоит из главных технических инспекторов труда отраслевых профсоюзов, территориальных объединений и ФНПР. Техническими инспекторами труда могут быть лица, как правило, с высшим образованием, имеющие стаж практической работы в данной отрасли не менее трех лет. Руководство технической инспекцией труда центральных комитетов профсоюзов осуществляет соответствующий Центральный комитет профсоюза. По его решению оперативное руководство техническими инспекторами труда, работающими при республиканском, краевом, областном, дорожном, бассейновом и других приравненных к ним комитетам профсоюзов, осуществляют президиумы этих комитетов. Технические инспекторы труда советов профсоюзов утверждаются в должности (освобождаются от должности) президиумом (секретариатом) совета профсоюзов.
Работа, которая проводится профсоюзами России в сфере охраны труда, значительно способствует снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это улучшение условий труда на рабочих местах через коллективные договоры и соглашения, которые заключаются работодателем по инициативе профсоюза; это собственные и совместные с прокуратурой, Гострудинспекцией проверки соблюдения законодательства по охране труда; это отстаивание интересов работников в судах; это и научно-практические конференции, социологические опросы, работа в сфере нормотворчества и многое другое.
Профсоюзы активно контролируют проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, и уже неоднократно опротестовывали результаты СОУТ в судах. Профсоюзы продолжает добиваться корректировки федерального закона о специальной оценке, основываясь на практическом опыте и способствуя сохранению льгот у работников, работающих во вредных и опасных условиях труда.
В частности, например, в 2015 году Федерация профсоюзов Свердловской области направила обоснованные предложения по изменению в порядок специальной оценки водителей городского электротранспорта, которые поддержал Минтруд РФ: изменения были узаконены. Ряд судебных решений в процессах, где интересы работников представляли юристы профсоюзов например, по «Метро Кеш энд Керри», является прецедентным для России, эти решения отразились впоследствии на позиции Верховного суда РФ в пользу предоставления гарантий и компенсаций «вредникам». И сегодня Федерация Независимых Профсоюзов России продолжает комплексную работу по охране труда».
Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в лице правовых и технических инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе законодательства но охране труда.
Профсоюзным представителем (доверенным лицом) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Такое определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Контроль за охраной труда силами уполномоченных лиц осуществляется непрерывно. Это качество выгодно отличает данный вид контроля от всех других его форм. Чем больше работников будет привлечено к общественному контролю, тем выше будет его эффективность.
Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.
Профсоюзы обеспечивают выборы уполномоченных в организации и в ее структурных подразделениях. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации или на общем собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. Из общего количества уполномоченных может избираться старший уполномоченный по охране труда организации, который может быть членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный и другие уполномоченные (из структурных подразделений) могут избираться в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда организации. При наличии в организации нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора своих уполномоченных. Старший уполномоченный по охране труда профсоюза координирует работу всех уполномоченных по охране труда организации.
В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.
Техническая инспекция труда профсоюза, ее права
В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов , которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их
объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Постановлением Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 19 декабря 2005 г. № 7–6 утверждена новая редакция Положения о технической инспекции труда, где закреплены основные задачи технической инспекции, а также ее полномочия.
В соответствии с упомянутым Положением техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда.
Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, совместными комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей природной среды.
Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.
Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:
- – принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;
- – вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения;
- – обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию;
- – оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям но вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;
- – информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- – участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- – проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности;
- – рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- – совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
- – оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, выполняют другие функции.