Самые знаменитые фотографии XX века. Самые известные фотографии (57 фото) Выдающиеся фотографии
Профессия фотографа сегодня является одной из самых массовых. Пожалуй проще здесь было бы стать лучшим из лучших в начале или середине XX века. Сегодня, когда каждый второй или третий фотограф, ну по-крайней мере себя таковым считает, критерии хорошей фотографии, на первый взгляд, размыты. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Стандарты качества и установка на талант никуда не делись. Всегда нужно держать перед глазами своего рода эталон, пример, на который можно было бы равняться. Мы подготовили для вас список 20 лучших фотографов мира, который станет отличным камертоном...
Александр Родченко
Фотограф-революционер. Родченко для фотографии значит столько же, сколько Эйзенштейн для кинематографа. Он работал на стыке авангарда, пропаганды, дизайна и рекламы.
Все эти ипостаси составляли неразрывное единство в его творчестве.
Переосмыслив все жанры, что существовали до него, он совершил своего рода великий перелом в искусстве фотографии и задал курс всему новому и прогрессивному. Знаменитые фотографии Лили Брик и Маяковского принадлежат его объективу.
- А еще он автор знаменитой фразы “Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев”.
Анри-Картье Брессон
Классик уличной фотографии. Уроженец Шантелуп, департамента Сены и Марны во Франции. Начинал как художник, рисующий в жанре “сюрреализм”, но этим его достижения не исчерпываются. В начале 30-х годов, когда в его руки попала знаменитая «Leica», он навеки влюбился в фотографию.
Уже в 33-м году прошла выставка его работ в «Julien Levy», галерее Нью-Йорка. Он работал с режиссером Жаном Ренуаром. Особенно ценятся уличные репортажи Брессона.
Особенно современники отмечали его талант оставаться незаметным для фотографируемого.
Поэтому в глаза бросается непостановочный, достоверный характер его фотографий. Как настоящий гений, он оставил плеяду талантливых последователей.
Антон Корбайн
Пожалуй, для фанатов западной рок-музыки это имя - не пустой звук. Вообще, один из самых известных фотографов мира.
Самые оригинальные и незаурядные фотографии таких групп, как: Depeche Mode, U2, Nirvana, Joy Division и других сделаны Антоном. Он же является оформителем альбомов группы U2. Плюс снял клипы для ряда команд и исполнителей, среди которых: Coldplay, Том Уэйтс, Ник Кейв, легенда кантри Johnny Cash, мастодонты трэш-метала Metallica, певицы Roxette.
Критики отмечают оригинальность стиля Корбайна, у которого, впрочем, сонмы подражателей.
Мик Рок
Бывают фотографы-папарацци, без спросу вторгающиеся в личную жизнь звезд и безжалостно оттуда вышвыриваемые. А бывают такие, как Мик Рок.
Что это значит? Ну как вам сказать. Помните Дэвида Боуи? Вот Мик - единственный из людей с объективом наперевес, кто был вхож в личное пространство открывателя новых музыкальных горизонтов, трикстера и марсианина от рок-музыки. Фотоработы Мика Рока - это своего рода кардиограмма периода творчества Боуи с 1972 по 1973, когда Зигги Стардаст еще не вернулся обратно на свою планету.
В тот период и ранее Дэвид и его соратники усиленно работали над образом настоящей звезды, который в результате стал явью. По бюджету работы Мика недорогие, но производящие впечатление. “Всё было создано на очень маленьких средствах с дымом и зеркалами”, - вспоминал Мик.
Георгий Пинхасов
Оригинальный фотограф своего поколения, член агентства Magnum, выпускник ВГИКА. Именно Георгий был приглашен Андреем Тарковским на съемочную площадку фильма “Сталкер” в качестве репортера.
В годы Перестройки, когда в приоритете среди продвинутых фотографов был жанр “ню”, Георгий одним из первых обратил внимание на важность репортажного снимка. Говорят, что он сделал это с подачи Тарковского и Тонино Гуэрры.
В результате сегодня его снимки той повседневности - не только шедевры, содержащие в себе подлинность, но и важнейшие свидетельства той эпохи. Одним из известных циклов Георгия Пинхасова являются “Тбилисские бани”. Георгий отмечает важную роль случайности в искусстве.
Энни Лейбовиц
Важнейшее имя для нашего списка лучших фотографов. Энни сделала своим главным творческим принципом погружение в жизнь модели.
Один из самых знаменитых портретов Джона Леннона сделан ею, причем довольно спонтанно.
“Я тогда еще не умела управлять моделями, просить их сделать то, что мне нужно. Я просто замеряла экспозицию и попросила Джона на секунду глянуть в объектив. И щелкнула...”
Полученный результат сразу попал на обложку Rolling Stone. Последняя фотосессия в жизни Леннона была также проведена ею. То самое фото, на котором обнаженный Джон калачиком свернулся вокруг Йоко Оно, облаченной во все черное. Кто только не попадал в объектив камеры Энни Лейбовиц: беременная Деми Мур, Вупи Голдберг, купающаяся в молоке, Джек Николсон, в домашнем халате играющий в гольф, Мишель Обама, Наталья Водянова, Мэрил Стрип. Всех и не перечислить.
Сара Мун
Настоящее имя - Мариэль Хаданг. Родилась в Париже 1941, во время режима Виши ее семья переезжает в Англию. Начинала Мариэль как модель, позируя для разных изданий, потом попробовала себя по ту сторону объектива и вошла во вкус.
Можно отметить ее чуткую работу с моделями, так как об их профессии Сара знала не понаслышке. Ее работы отличаются особенной чувственностью, у Сары отмечают талант особенно чутко передавать женственность своих моделей.
В 70-е годы Сара уходит из модельной сферы и обращается к черно-белой художественной фотографии. В 1979 году снимает экспериментальное кино. Впоследствии работала в качестве оператора на съемочной площадке фильма “Лулу”, который получит в 1987 году премию Венецианского кинофестиваля.
Салли Ман
Еще одна женщина-фотограф. Уроженка Лексингтона, штат Вирджиния. Практически никогда не уезжала из родных мест. С 70-х принципиально работает только на Юге Соединенных штатов.
Снимает только летом, все остальные сезоны занимается проявкой фотографий. Излюбленные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, архитектурная фотография. Любимая цветовая гамма: черно-белая. Прославилась Салли фотографиями, где запечатлены члены ее семьи - муж и дети.
Главное, что отличает ее работы - простота сюжетов и интерес к повседневной жизни. Салли и ее муж относятся к поколению хиппи, что стало фирменным стилем их жизни: жизнь вдали от города, огород, независимость от социальных условностей.
Себастьян Сальгадо
Магический реалист от фотографии. Все свои чудесные образы он черпает из реальности. Говорят, что красота в глазах смотрящего.
Так вот, Себастьян способен разглядеть ее в аномалиях, несчастьях и экологических катастрофах.
Вим Вендерс, выдающийся режиссер “Немецкой новой волны”, на протяжении четверти века исследовал творчество Сальгадо, результатом чего стал фильм “Соль Земли”, получивший специальный приз на Каннском фестивале.
Уиджи (Артур Феллиг)
Считается классиком криминального жанра в фото. В период его активного творчества ни один городской инцидент - от драки до убийства, не оставался без внимания Уиджи.
Он опережал своих конкурентов, а порой поспевал на место преступления даже раньше, чем полицейские. Помимо криминальной тематики, специализировался на репортажах о повседневной жизни трущоб мегаполиса.
Его фотографии легли в основу нуара Жюля Дассена Naked City, а еще Уиджи упоминается в “Хранителях” Зака Снайдера. А еще известный режиссер Стэнли Кубрик в юности учился у него искусству фотографии. Посмотрите ранние фильмы гения, они определенно сделаны под влиянием эстетики Уиджи.
Ирвин Пенн
Мэтр в портретном жанре. Можно отметить у него ряд излюбленных приемов: от съемок моделей в углу комнаты до использования однотонного белого или серого фона.
Также Ирвин любил фотографировать представителей различных рабочих профессии в их униформе и с инструментами наперевес. Родной брат режиссера “Нового Голливуда” Артура Пенна, известного своими “Бонни и Клайдом”.
Диана Арбус
Имя, полученное при рождении - Диана Немерова. Ее семья эмигрировала из Советской России в 1923 году и поселилась в одном из кварталов Нью-Йорка.
Диану отличала тяга к нарушению общепринятых норм и к совершению экстравагантных поступков. В 13 лет, вопреки воле родителей, она вышла замуж за Алана Арбуса, начинающего актера и взяла его фамилию. Через некоторое время Алан оставил подмостки и занялся фотографией, приобщив к делу жену. Они открыли фотостудию и разделили обязанности. Творческие разногласия привели к разрыву в 60-х. Отстояв свои творческие принципы, Диана стала культовым фотографом.
Ее как художника отличал интерес к уродцам, карликам, трансвеститам, слабоумным. А также к обнаженной натуре. Больше узнать о личности Дианы можно, посмотрев картину “Fur”, где её отлично сыграла Николь Кидман.
Евгений Халдей
Очень важный для нашего списка фотограф. Благодаря ему запечатлены ключевые события первой половины XX века. Будучи еще подростком, он выбрал стезю фотокорреспондента.
Уже в 22 года он сотрудник “Фотохроники ТАСС”. Делал репортажи о Стаханове, запечатлел строительство Днепрогэс. Проработал военным корреспондентом всю Великую отечественную войну. Пройдя от Мурманска до Берлина со своей верной камерой “Leica”, он сделал ряд фотографий, благодаря которым мы сегодня может хоть немного представить военные будни.
В око его объектива попала Потсдамская конференция, водружение красного знамени над Рейхстагом, акт капитуляции фашистской Германии и другие важнейшие события. В 1995-м, за два года до смерти Евгений Халдей получил титул Рыцаря ордена искусств и литературы.
Марк Рибу
Мастер репортажного жанра. Первая его знаменитый снимок, напечатанный в Life - “Маляр на Эйфелевой башне”. Признанный как гений фотографии, Рибу отличался скромным характером.
Он старался оставаться незаметным как для фотографируемых, так и для своих почитателей.
Наиболее известен снимок девушки-хиппи, протягивающая солдатам, стоящим с автоматами наперевес, цветок. Есть у него и цикл фотографий из повседневной жизни СССР 60-х и еще масса всего интересного.
Ричард Керн
И еще немного рок-н-ролла, тем более, что это основная тема данного фотографа, наряду с насилием и сексом. Считается одним из важнейших фотохудожников для нью-йоркского андеграунда.
Запечатлел многих известных, можно сказать - экстремально известных музыкантов. В их числе абсолютный монстр и трансгрессор панк-музыкант GG Allin. Керн также сотрудничает с мужскими журналами, куда поставляет свои эротические работы.
Но подход его далек от общепринятого глянцевого. В свободное от фотографии время занимается съемкой клипов. В числе групп, с которыми Керн сотрудничал - Sonic Youth и Marilyn Manson.
Томас Моркес
Хочется спокойствия, безмолвия, а может и безлюдья? Тогда это одна из самых подходящих кандидатур. Томас Моркес из Чехии - Фотограф-пейзажист, избравший своей темой обаяние осенней природы. В этих снимках есть все: романтика, грусть, торжество увядания.
Один из эффектов снимков Томаса - желание выбраться подальше от городского шума в какие-нибудь такие дебри и поразмышлять о Вечном.
Юрий Артюхин
Считается лучшим фотографом диких животных. Является научным сотрудником лаборатории орнитологии в Тихоокеанском институте географии РАН. Юрий страстно любит птиц.
Именно за фотографии пернатых он удостаивался (и не раз) самых различных наград не только в России, но в мире.
Хельмут Ньютон
Как насчет жанра “ню”? Отличный, очень тонкий и деликатный жанр, в котором есть свои мастера.
Своими работами прославился Хельмут весь мир. Его негласным девизом стало выражение “Sex sells”, что значит “секс помогает продавать”.
Лауреат престижнейших конкурсов, в их числе наград - французский “Орден искусств и литературы”.
Рон Галелла
Охватив различные направления фотографии, нельзя не сказать о пионере такого сомнительного и в то же время важного для понимания современного мира жанра, как папарацци.
Вы, наверное, знаете, что это словосочетание пошло от фильм Федерико Феллини “Сладкая жизнь”. Рон Гарелла относится к тем фотографам, которые не будут спрашивать разрешения на съемки, а напротив - будут подлавливать звезд, когда они к этому и не готовы в общем-то.
Джулия Робертс, Вуди Аллен, Аль Пачино, Софи Лорен - вот далеко не полный список тех, кого своевольно подловил Рон. Однажды Марлон Брандо настолько осерчал на Рона, что с ходу выбил ему несколько зубов.
Ги Бурден
Один из важнейших фотохудожников, которые нужны для правильного понимания мира моду, ее истоков и эстетики. Сочетает в своих работах эротизм и сюрреализм. Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.
Первые снимки он опубликовал в середине 50-х годов. Фотография была, мягко говоря вызывающими.Девушка в изящной шляпке на фоне телячьих голов, выглядывающих из витрины мясной лавки. В течение последующих 32 лет Бурден регулярно поставлял занятные снимки в журнал Vogue. Что его отличало от многих коллег, так это то, что Бурдену была предоставлена полная творческая свобода.
3 года назад 5 месяцев назад
Time: 100 самых влиятельных фото всех времен
Американский журнал Time представил 100 самых влиятельных фотографий всех времен .
Журналисты, фотографы, редакторы и историки со всего мира около трех лет подбирали снимки для проекта и провели тысячи интервью с авторами фотографий, их друзьями, членами семей, а также людьми на них.
Каждая фотография сопровождается подробным рассказом о ее создании.
Корона из молочной капли, Harold Edgerton, 1957
Фото: 100photos.time.comЗародыш, 18 недель, Lennart Nilsson, 1965

"Человек, остановивший танки"… Тяньаньмэнь, Jeff Widener, 1989

Культовая фотография неизвестного мятежника, который стоял перед колонной китайских танков.
Эмметт Тилл, David Jackson, 1955

Размер Земли, William Anders, 1968

Героический партизан, Alberto Korda, 1960

Фотография Эрнесто Че Гевары в черном берете признана символом XX века, самой знаменитой и самой воспроизводимой фотографией в мире. Она была сделана 5 марта 1960 года в Гаване во время мемориальной службы по жертвам взрыва корабля La Coubre
Унесенная ветром Джеки, Ron Galella, 1971

Сальвадор Дали, Philippe Halsman, 1948

Звездное селфи на "Оскаре", Bradley Cooper, 2014

Мухаммед Али и Сони Листон, Neil Leifer, 1965

Обеденный перерыв на небоскребе (Lunch Atop a Skyscraper), 1932

Фотография американского фотографа Чарльза Клайда Эббетса, сделанная им в 1932 г., во времена Великой Депрессии. По праву считается одной из лучших в мире фотографий и символом индустриализации XX века. На ней запечатлены 11 рабочих, сидящих в ряд на стальной балке на огромной высоте, без страховки, непринужденно обедающих и болтающих между собой – как будто это им ничего не стоит. Впрочем, 260 метров над улицами Нью Йорка во времена безработицы пугали людей меньше, чем голод. Шла стройка Рокфеллеровского Центра, это был 69 этаж.
Бой подушками, Harry Benson, 1964

Вид из окна на Ле Грас, Joseph Nicéphore Niépce, circa 1826

Жозеф Нисефор Ньепс впервые (в 1820 г.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Этот процесс был назван им «гелиография» (в переводе с греческого – «нарисованная светом»).
В 1826 году с помощью световых лучей он получил копию гравюры, положив тем самым начало репродуционной технике. В том же 1826 году Ньепс направил из окна мастерской камеру-обскуру на крыши соседних строений и получил, хотя и смутный, но закрепленный световой рисунок.
Вряд ли полученную фотографию можно назвать удачной. Но ее достоинство определяется не четкостью изображения, а совсем другим критерием: порядковым номером. Она – первая. Первая в мире фотография. И в этом смысле не только удачна, но абсолютно бесценна. И как все первое – обречена на вечную жизнь.
Сам же Жосеф Ньепс, как и полагается всем великим изобретателям, умер в нищете.
Все еще не названный фильм #21, Cindy Sherman, 1978

День-Д, Robert Capa, 1944

Столпы творения, NASA, 1995

Довима со слонами, вечернее платье от Dior, Cirque d"Hiver, Париж, август 1955, Richard Avedon

Голод в Сомали, James Nachtwey, 1992

За закрытой дверью, Donna Ferrato, 1982

Лицо СПИДа, Therese Frare, 1990

Первое фото на телефон, Philippe Kahn, 1997

Падающий человек, Richard Drew, 2001

День Победы над Японией на Таймс-сквер, Alfred Eisenstaedt, 1945

Самый знаменитый поцелуй в мире снял Альберт Эйзенштадт на Таймс-сквер во время празднования Дня Победы над Японией 14 августа 1945 года. В ходе многолюдных шумных гуляний у Эйзенштадта не было времени спрашивать имен героев снимка, и поэтому долгое время они оставались неизвестными. Только в 1980 году удалось установить, что медсестрой на фотографии была Эдит Шейн. А вот имя моряка до сих пор загадка - 11 человек заявили, что это они, но доказать это так и не смогли.
Вот что рассказывал Эйзенштадт о моменте съемки: «Я увидел моряка, бегущего по улице и хватающего любую девушку, которая была в поле его зрения. Была ли она старушкой или молодой, толстой или худой, ему было без разницы. Я бежал перед ним с моей „Лейкой“, смотрящей назад над моим плечом, но ни одна из фотографий мне не нравилась. Затем внезапно я увидел, как он схватил кого-то в белом. Я обернулся и снял момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное, я бы никогда не сфотографировал их. Как и если бы моряк был в белой униформе. Я сделал 4 фотографии за несколько секунд, но только одна меня удовлетворила».
Серфинг гиппопотамов, Michael Nichols, 2000

Лошадь в движении, Eadweard Muybridge, 1878

Крушение дирижабля Гинденбург, Sam Shere, 1937

Фотожурналист Сэм Шейр наблюдал как «Гинденбург» заходил на посадку, как рабочие закрепляли швартовочные канаты. Внезапно он увидел яркую вспышку и, подняв фотоаппарат, нажал на кнопку, даже не глядя в видоискатель. В следующее мгновение мощный взрыв бросил его на землю и он выронил камеру. Шейр сделал одну единственную фотографию, но именно она стала символом крушения «Гинденбурга», именно ей досталась сомнительная слава стать «первой в мире фотографией фиксирующей крушение воздушного судна».
Покушения на JFK, фрейм 313, Abraham Zapruder, 1963

Ситуационная комната, Pete Souza, 2011

Падающий солдат, Robert Capa, 1936

Майкл Джордан, Co Rentmeester, 1984

Салют "Блэк Пауэр", John Dominis, 1968

Мать мигрантов, Dorothea Lange, 1936

Фотография более всего известна под названием Migrant Mother или по заголовку газетной статьи, в которой была впервые напечатана, - «Посмотрите в её глаза». Однако в Библиотеке Конгресса США эта фотография имеет следующее описание: «Нуждающаяся сборщица гороха из Калифорнии. Возраст 32 года. Мать семерых детей. Нипомо, Калифорния»
Бейб прощается, Nat Fein, 1948

Девушка на хлопчатобумажном комбинате, Lewis Hine, 1908

Ганди и вращающееся колесо, Margaret Bourke-White, 1946

Маргарет Бурк-Уайт получила редкую возможность сделать фотографии Махатмы Ганди, идеологичческого лидера Индии и одной из самых знаменитых и возвышенных личностей XX века.
Бурк-Уайт нужно было старательно приготовиться к фотосессии, поскольку Ганди был очень дотошным: он не любил яркий свет, поэтому хорошее освещение было недопустимо, и с ним нельзя было заговорить (это был его день тишины). Кроме того, она должна была научиться прясть с помощью колеса, прежде чем сделать фотографии. Она преодолела все эти испытания и препятствия без колебаний.
В процессе получения этой бессмертной фотографии Махатмы Ганди Бурк-Уайт перенесла ряд неудач. У нее были технические трудности и во время первой, и во время второй попытки: одна лампочка для вспышки оказалась испорченной, и еще один кадр оказался пустым, потому что она забыла вставить пластинку в камеру.
Но несмотря на влажный индийский климат в это время, и преодолевая плохое самочувствие, она сохраняла спокойствие, и ее третья попытка была удачной. Маргарет победно удалилась с этой замечательной фотографией Ганди и его прядильного колеса.
Этот знаменательный снимок стал одним из его лучших портретов, легко узнаваемых во всем мире. Менее чем через два года он был убит. Этим портретом Бурк-Уайт увековечила образ Махатмы Ганди для всего мира.
Лох-несское чудовище, автор неизвестен, 1934

12 ноября 1933 года некий Хью Грей с холмов близ Фойерса сделал первую известную фотографию чудовища - чрезвычайно низкого качества размытое изображение некой S-образной фигуры. Грей подтвердил информацию о внешнем виде существа, а эксперты из Кодака, проверив негативы, заявили, что они подлинные.
Восстание в Соуэто, Sam Nzima, 1976

Северная Корея, David Guttenfelder, 2013

Погружения, Andres Serrano, 1987

Гробы, Tami Silicio, 2004

Исчезающая раса, Edward S. Curtis, 1904

Террор войны, Nick Ut, 1972

Слепая, Paul Strand, 1916

Поднятие флага над Рейхстагом, Yevgeny Khaldei, 1945

«Знамя Победы над рейхстагом» (в иных источниках - «Красное знамя над рейхстагом») - наименование фотографий из серии снимков советского военного корреспондента Евгения Халдея, сделанных на крыше здания полуразрушенного нацистского парламента. Снимки широко используются для иллюстрации победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Фотографии данной серии являются одними из наиболее распространённых снимков Второй мировой войны.
Горящий монах, Malcolm Browne, 1963

Малкольм Браун сфотографировал вьетнамского монаха Тхить Куанг Дыка, который сжег себя в знак протеста против безжалостного преследования буддистов правящим режимом. Фотография, захватила «сердца и умы» миллионов по всему миру.
Бульвар Тампль, Louis Daguerre, 1839

Луи Дагер сделал первую фотографию другого человека в 1838 году. Фотография Boulevard du Temple показывает оживленную улицу, которая выглядит пустынной (выдержка 10 минут, и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии (видно при увеличении).
Иракская девушка на КП, Chris Hondros, 2005

Вторжение в Прагу, Josef Koudelka, 1968

Пара в енотовых шубах, James VanDerZee, 1932

Уинстон Черчилль, Yousuf Karsh, 1941

Самая известная фотография одного из самых известных и почитаемых британских политиков была сделана при довольно забавных обстоятельствах. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой, в том числе и на фотографиях. И когда к нему на съемку пришел фотограф Юсуф Карш, он не собирался себе изменять. Юсуф сначала деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал, и фотографу пришлось сказать «извините, сэр» и самому вытащить у Черчилля сигару.
«Когда я вернулся к камере, он смотрел так, будто хотел меня сожрать», - вспоминал потом Карш, автор одного из самых выразительных портретов всех времен.
Авраам Линкольн, Mathew Brady, 1860

Кровавая суббота, H.S. Wong, 1937

Экзекуция в Сайгоне, Eddie Adams, 1968

Человек в капюшоне, Sergeant Ivan Frederick, 2003

Горе, Dmitri Baltermants, 1942

Фотография времён Второй мировой войны, сделанная советским фотокорреспондентом Дмитрием Бальтерманцем в январе 1942 года в Крыму и получившая впоследствии мировую известность. На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей: по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
Молотов, Susan Meiselas, 1979

Йосемитский каменный собор, Carleton Watkins, 1861

Поднятие флага над Иводзимой, Joe Rosenthal, 1945

Одна из самых известных фотографий времен Второй Мировой войны сделана 23 февраля 1945 года Джо Розенталем (Joe Rosenthal). Шестеро военнослужащих американских вооруженных сил водружают флаг США на гору Сурибати, высочайшую точку очень маленького в сущности острова, за который сражение велось больше месяца.
Интересно, что запечатленный на снимке момент не был первым поднятием флага на этой точке. Гора была взята двумя часами ранее, и именно тогда на ней поставили «звезды и полосы». Но флаг был маленький, и его решили заменить на более существенный. Этот-то момент и запечатлел Джо Розенталь, обеспечившей этой фотографией не только Пулитцеровскую премию себе, но и доказавший существование морской пехоты, в эффективности которой тогда сомневались.
Трое из сфотографированных солдат затем погибли в боях на острове, которые продолжались еще месяц и три дня после поднятия флага. А трое выживших стали в Штатах знаменитостями из-за этого снимка. Флаг уцелел и хранится сейчас в музее морской пехоты, порванный и потрепанный.
Лунное сияние на пруду, Edward Steichen, 1904

Цветной снимок The Pond Moonlight (Лунное сияние на пруду) 1904 года был сделан Эдвардом Штейхеном. Несмотря на то, что цветная фотография была изобретена только в 1907 году, Эдвард сделал цветную фото уже в 1904 году. Удалось ему это благодаря использованию нескольких слоев светочувствительной резины. Стоимость снимка оценивается в 2 928 000 долларов.
Рука госпожи Рентген, Wilhelm Conrad Röntgen, 1895

Критика, Weegee, 1943

Уиджи (Weegee - звукоподражание звуку полицейской сирены; настоящее имя Артур Филлиг – Arthur Fellig; 1899-1968) - американский фоторепортёр, мастер уголовной хроники. Создатель особого жанра документальной фотографии, запечатлевших ночной Нью-Йорк 1930-1950 годов. Сын эмигранта-раввина из Российской империи. В 1940-е гг. работал в Голливуде, в частности со Стенли Кубриком. Повлиял на многих выдающихся фотографов XX века, в том числе Энди Уорхола.
Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен, 1943

Голодающий ребенок и стервятник, Kevin Carter, 1993

Ковбой, Richard Prince, 1989

Камелот, Hy Peskin, 1953

Андрогин (6 мужчин + 6 женщин), Nancy Burson, 1982

Лодка без улыбок, Eddie Adams, 1977

Дом-футляр в Лос-Анджелесе, Julius Shulman, 1960

Лос Анджелес, знаменитый Case Study House No. 22, построенный архитектором Пером Кёнигом (1925-2004) в 1960 году.
Фотография сделана карданной камерой Sinar формата 4"х5" c помощью режима двойной экспозиции – сначала была длинная выдержка, чтобы поймать свет города и, главное, знаменитого бульвара Сансет, а в итоге вспышка, чтобы хорошо получились модели в студии и сама внутренность здания.
Троллейбус, Новый Орлеан, Robert Frank, 1955

Деми Мур, Annie Leibovitz, 1991

Мюнхенская бойня, Kurt Strumpf, 1972

99 центов, Andreas Gursky, 1999

Расстрел в Иране, Jahangir Razmi, 1979

Председатель Мао плавает в Янцзы, автор неизвестен, 1966

Американская готика, Gordon Parks, 1942

В 1928 году шестнадцатилетний Гордон Паркс переехал к старшей сестре в штат Миннесота, в Сент-Пол. Но вскоре, из-за ссор с мужем сестры он оказался на улице. На жизнь зарабатывал, как только мог – играл на пианино в захудалом борделе, работал помощником официанта, выступал за гроши в баскетбольной команде. В конце 30-х годов Паркс начал увлекаться фотографией. Это занятие постепенно переросло из хобби в талант и профессионализм. В 29 лет он создает свою первую профессиональную фотографию, которой дал название «Американская готика» (American Gothic).
Гаага, Erich Salomon, 1930

Долина Тени Смерти, Roger Fenton, 1855

Деревенский доктор, W. Eugene Smith, 1948

Хэппи Клаб, Malick Sidibè, 1963

Спасение от пожара. Коллапс, Stanley Forman, 1975

Плотина Форт Пек, Margaret Bourke-White, 1936

Брайан Ридли и Лайл Хитер, Robert Mapplethorpe, 1979

За вокзалом Сен-Лазар, Henri Cartier-Bresson, 1932
Фото: 100photos.time.com
Анри Картье-Брессону принадлежит концепция «решающего момента» в фотографии
Облако-гриб над Нагасаки, Lieutenant Charles Levy, 1945

Снимок был сделан 9 августа 1945 года с борта одного из американских бомбардировщиков после того, как на город Нагасаки была сброшена атомная бомба. Общее число погибших составило 80 тысяч человек. Тремя днями ранее атомную бомбу сбросили на японский город Хиросима. От взрыва погибло 166 тысяч человек. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки - единственные в истории человечества два примера боевого применения ядерного оружия.
Бетти Грейбл, Frank Powolny, 1943

Американская актриса, танцовщица и певица. Её знаменитое фото в купальном костюме принесло ей в годы Второй мировой войны славу одной из самых очаровательных девушек того времени. Позднее этот снимок был включён журналом Life в список «100 фотографий, которые изменили мир»
Последний бой Альенде, Luis Orlando Lagos, 1973

Каменщик, August Sander, 1928

Бандитский насест, 59½ Малберри Стрит, Jacob Riis, circa 1888

Самая опасная улица в Нью-Йорке.
Горилла в Конго, Brent Stirton, 2007

Стрельба в штате Кент, John Paul Filo, 1970

Смерть Неды, автор неизвестен, 2009

Гитлер на параде нацистов, Heinrich Hoffmann, 1934

Прыжок в свободу, Peter Leibing, 1961

Мертвые Антиетэма, Alexander Gardner, 1862

В 1862-м Мэттью Брэди представил в Нью-Йорке выставку фотографий сражения на р. Антиэтам, озаглавленную «Мертвецы Антиэтама» (The Dead of Antietam). Публика, привыкшая узнавать о войне из газет и идеализированных полотен художников-баталистов, была потрясена.
Альбинос, Биафра, Don McCullin, 1969

Третий класс, Alfred Stieglitz, 1907

Снимок "The Steerage" получил широкую известность спустя четыре года с момента создания, после того, как в 1911 году Стиглиц опубликовал его в своем издании "Camera Work", посвященном собственным фотографиям в "новом стиле". В 1915 году он перепечатал этот кадр в крупном масштабе методом гелиогравюры на пергаменте и на японской бумаге для включения его в свой последний журнал.
Бирмингем, Алабама, Charles Moore, 1963

Алан Курди, Nilüfer Demir, 2015

Босния, Ron Haviv, 1992

Человек на Луне, Neil Armstrong, NASA, 1969

1. Турист на крыше Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г.
Через пару недель после событий 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне по интернету стала ходить фотография парня, стоящего на крыше Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в момент приближения рокового самолета. Сопутствующий текст сообщал, что снимок якобы был распечатан с пленки, которая была найдена в развалинах ВТЦ. Специалисты ФБР, мол, проявили пленку и специально опубликовали снимок в интернете, чтобы выяснить, кто этот парень.
Сразу же нашлись наблюдательные люди, которые подметили, подозрительные факты:
"Турист" слишком тепло одет для той погоды, которая была 11 сентября в Нью-Йорке;
"Турист" не мог находиться на крыше ВТЦ в момент, когда первый самолет врезался в здание (8.45 утра), потому что смотровая площадка открывалась в 9.30;
самолет заходит не с той стороны, с какой он подлетел на самом деле;
и вообще это самолет не той модели;
угол падения тени неправильный для этого времени суток;
шрифт, которым фотокамера отметила дату снимка, не тот, который обычно используется.
"Турист смерти" был развенчан, и казалось, навсегда отправлен на свалку истории. Однако у пользователей интернета появилось новое увлечение: с помощью фотошопа вставлять "Туриста" в различные изображения - позже точно такая же судьба будет уготована Свидетелю из Фрязино.
Многих интересовала личность человека, изображенного на первоисточнике. "Туриста смерти" зовут Петер Гузли, тогда ему было 25 лет и жил он в Будапеште. На крыше ВТЦ в Нью-Йорке Петер побывал в ноябре 1997 года. Когда комплекс был уничтожен, Гузли вспомнил про эти снимки, и взялся за Фотошоп. Затем он разослал картинку своим друзьям, не предполагая, во что все это выльется.
2. Афганская девушка
В конце 1984 г. фотограф Стив МакКарри попал в лагерь афганских беженцев Назир-Багх в Пакистане, где ему разрешили фотографировать в школе в классе для девочек. Позже он вспоминал, что сразу заметил Ее, но подошел в последнюю очередь, так как почувствовал ее смущение и растерянность. Девочка разрешила фотографировать, но ему и в голову не пришло спросить или записать ее имя: "Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал", - говорил МакКарри позднее.
Но она отличалась. В июне 1985 г. фотография появилась на обложке "National Geographic" и сразу стала символом борьбы афганского народа за независимость. За 20 с небольшим лет со времени публикации фотография "Афганская девушка" стала одним из самых узнаваемых образов этого времени. Фотография была растиражирована другими журналами, появлялась на открытках и плакатах, на спинах борцов за мир в виде татуировки и так далее. По версии Национального Географического общества США она стала одной из 100 лучших фотографий, а в конце 1990-х гг. появилась на обложке сборника фотографий "National Geographic". В 2005 году обложка с "Afghan Girl" ("Афганская девушка") вошла в десятку "Лучших журнальных обложек за последние 40 лет".
3. Палестинский мученик
30 сентября 2000 года, после начала второй палестинской интифады, корреспондент France 2 Чарльз Эндерлин и оператор Абу Рахма снимали перестрелку боевиков и израильских военных в секторе Газа. В кадр попали двое палестинцев - Джамаль аль-Дура и его сын Мохаммед, которые оказались под перекрестным огнем на одной из улиц. Отец, как утверждали авторы видеосюжета, был ранен, а сын убит. Непосредственно момент смерти мальчика на пленку не попал, но в репортаже было показано тело ребенка с комментариями, что он погиб от израильской пули.
Репортаж France 2 получил широкий резонанс по всему миру, а погибший Мохаммед аль-Дура фактически стал символом второй интифады. Израиль сначала принес публичные извинения за гибель аль-Дуры, однако затем сразу несколько независимых журналистских расследований пришли к выводу, что ребенок был убит палестинскими боевиками. Израиль долгое время официально не реагировал на развернувшийся вокруг репортажа France 2 скандал - свою версию событий, возлагавшую вину за случившееся на боевиков, он представил лишь в 2007 году.
4. Голод в Судане
Кевин Картер получил Пулицеровскую премию за фотографию "Голод в Судане", снятую в начале весны 1993 года. В этот день Картер специально прилетел в Судан, снимать сцены голода в маленькой деревне. Устав от съемки умерших от голода людей он вышел из деревни в поросшее мелким кустарником поле и внезапно услышал тихий плач. Оглядевшись, он увидел лежащую на земле маленькую девочку, по всей видимости умирающую от голода. Он хотел сфотографировать ее, но внезапно в нескольких шагах приземлился гриф-стервятник. Очень осторожно, стараясь не спугнуть птицу, Кевин выбрал наилучшую позицию и сделал снимок. После этого он подождал еще минут двадцать, надеясь, что птица расправит крылья и предоставит ему возможность сделать кадр получше. Но проклятая птица не шевелилась и, в конце концов, он плюнул и отогнал ее. Тем временем девочка видимо набралась сил и пошла — точнее сказать поползла — дальше. А Кевин сел возле дерева и заплакал. Ему вдруг жутко захотелось обнять свою дочь...
5. Лох-несское чудовище
"Фотоснимок хирурга" - самая известная фотография Лох-Несского чудовища и фактически благодаря одной этой фотографии началось Лох-Несское сумасшествие. Когда кто-либо вспоминает о Несси, то, без всяких сомнений, именно эта фотография приходит на ум. Фотоснимок был якобы сделан врачом Р. Кеннет Уилсоном и его женой в 1934 году, когда они отдыхали неподалёку от берегов озера Лох-Несс. К сожалению всех "учёных", которые десятки лет потратили на изучение Несси, фотоснимок был на 100% фальшивкой.
Монстр на фотографии - это обычная игрушечная подводная лодка. На создание фальшивки врача побудило желание отомстить газете Дейли Мейл (Daily Mail). Журналист издания высмеял мужчину по фамилии Уеверолл (Wetherall), после того как то, что мужчина посчитал следами Несси на берегу, оказалось следами гиппопотама. Уеверолл и его друг и сообщник Уилсон решили унизить газету при помощи ещё одной фальшивки, но даже после того, как фотография завладела умами общественности, они не сознались в содеянном.
6. Самосожжение буддийского монаха
Легендарный снимок сделан в 1963 году фотографом Малкольмом Брауном. За эту работу фотографа наградили Пулитцеровской премией и признали ее лучшей мировой пресс-фотографией года.
Буддийского монаха, совершившего публичный акт самоубийства в знак протеста притеснений буддизма, звали Тхить Куанг Дык. На тот момент первый вьетнамский президент Нго Динь Зьем вел политику вытеснения религии буддизма из страны.
Тогда же фотографу из нью-йоркского издания Associated Press, Малкольму Брауну позвонили и сообщили о том, что утром 11 июня он должен явиться в указанное место в Сайгоне. Сообщалось, что там должно произойти большое и исторически значимое событие.
Фотограф явился в указанное место точно по времени, захватив с собой репортера из Нью-Йорк Таймс. Вскоре на улице появился голубой "Остин", из которого вышла группа монахов, среди них был и тот самый Тхить Куанг Дык. Он спокойно сел на землю в позу лотоса, держа в руках коробку спичек. Монахи взяли канистру с бензином и облили им тело Тхить Куанг Дык, затем сам монах зажег спичку, и уже скоро его тело горело ярким пламенем. Наиболее потрясающим фактом во всей этой истории является то, что в процессе самосожжения монах отличался поразительным спокойствием. Он не произнес ни одного слова и даже не изменил позы. Только после того, как его тело полностью обгорело, оно упало замертво. Но как оказалось, сердце монаха не сгорело, и теперь оно считается реликвией буддизма. Так же как и голубой "Остин", на котором приехали в Сайгон монахи.
Как оказалось, незадолго до происшествия монах, совершивший самосожжение, оправил президенту Вьетнама письмо, в котором просил остановить распространившиеся репрессии буддистов, не задерживать монахов и дать им право спокойно проповедовать свою религию. Однако ответа на письмо не последовало. А после того, как на улице города было совершено это страшное представление супруга брата президента - Мадам Ню заявила, что она очень расстроилась из-за того, что не смогла увидеть того, как горел монах Тхить Куанг Дык, но с радостью "похлопает в ладоши" на еще одном сожжении буддистов.
7. Последний еврей Винницы
Знаменитая фотография расстрела последнего еврея украинской Винницы в 1941, сделанная офицером немецкой айнзатцгруппы, занимавшейся казнями лиц, подлежавших уничтожению (в первую очередь - евреев). Название фотографии было написано на ее обратной стороне.
Винница была оккупирована немецкими войсками 19 июля 1941 г. Часть евреев, живших в городе, успела эвакуироваться. Оставшееся еврейское население было заключено в гетто. 28 июля 1941 г. в городе были расстреляны 146 евреев. В августе расстрелы возобновились. 22 сентября 1941 г. большинство заключенных винницкого гетто были уничтожены (около 28 000 человек). Были оставлены в живых ремесленники, рабочие и техники, труд которых был необходим германским оккупационным властям.
Вопрос об использовании еврейских специалистов обсуждался на специальном заседании в Виннице в начале 1942 г. Участники совещания отмечали, что в городе находится пять тысяч евреев, в их руках "все промыслы... они работают также во всех имеющих жизненное значение предприятиях". Начальник полиции города заявил, что наличие евреев в городе его очень беспокоит, "так как строящееся здесь сооружение [ставка А. Гитлера] находится в опасности благодаря присутствию здесь евреев". 16 апреля 1942 г. почти все евреи были расстреляны (оставлены в живых только 150 евреев-специалистов). Последние 150 евреев были расстреляны 25 августа 1942 г. Однако немцам не удалось уничтожить всех евреев Винницы до единого - евреи, скрывавшиеся в городе, участвовали в общегородском подполье. Среди подпольщиков насчитывалось не менее 17 евреев.
Неизвестный бунтарь (также англ. Tank Man) - условное имя, под которым стал известен человек, в течение получаса в одиночку сдерживавший колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года. Самая известная его фотография была сделана Джеффом Уайднером, репортёром Ассошиэйтед Пресс, с шестого этажа гостиницы "Пекин". На ней запечатлён человек, стоящий без оружия перед колонной танков Тип 59. Панорамную фотографию сделал Стюарт Франклин несколько раньше, на ней видно 19 танков этой колонны.
Кадры, изображающие простого китайца с авоськами, противостоящего танкам, облетели весь мир, став символом того, что было названо «протестом против тирании тоталитарного государства». Снимок был напечатан сотнями газет и журналов во всём мире, попал в выпуски теленовостей. В апреле 1998 года американский журнал «Time» включил «Неизвестного бунтаря» в список 100 самых влиятельных людей XX века.
Журналист-международник Всеволод Овчинников, находившийся в то время в Китае, считал данную фотографию за "пожалуй, единственный подлинный кадр" тех событий, сопоставляя его с запечатлевшими насилие "кадрами, обошедшими мир как эпизоды «побоища на площади Тяньаньмэнь»", которые в действительности являлись результатом телемонтажа.
В 2013 году, в 24 годовщину событий в Интернете распространялся вариант снимка, на котором вместо танков изображены 4 гигантских резиновых утки.
9. Пожар на Мальборо-стрит
22 июля, 1975 года журналист Boston Herald Стенли Форман услышав сообщения пожарных о возгорании на Мальборо-стрит, тут же помчался к месту действия. На месте пожара журналисту удалось заснять трагический сюжет: пожарным не хватило нескольких секунд, чтобы добраться до оказавшихся в беде девочек Дианы Брайант и совсем маленькой Тиары Джонс. Когда пожарная лестница была уже близко, пламя вырвалось наружу. Девочки полетели вниз. Диана Брайнт погибла, Тиаре Джонс удалось выжить. Впоследствии Форман был награжден Пулитцеровской премией, но главное, что этот случай обратил внимание властей на проблемы пожарной безопасности.
10. Линчевание молодых негров в Миннесоте (США) в 1930 г.
Повешенные - два негра, Томас Шипп и Абрам Смит. Были арестованы по обвинению в убийстве белого мужчины и изнасиловании его подруги. Обвинение в изнасиловании потом не подтвердилось, только убийство. Но разбираться никто не стал. Толпа из более 2000 человек отбила арестованных у полиции (те не особо сопротивлялись) и повесила их.
11. Знамя Победы на Рейхстагом
На всемирно известных фотографиях Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейхстагом" были запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев.
Халдей, по заданию Фотохроники ТАСС, сделал фотоснимки 2 мая 1945, когда уже закончились уличные бои и Берлин был полностью занят советскими войсками. К тому же, на рейхстаге было установлено множество красных знамён. Фотограф попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалев, фотограф привёз с собой.
Тысячи фотографов работают по всему миру, ежедневно фиксируя события, места, людей и животных, производя сотни тысяч фотографий. Но лишь единицы становятся глобально известны, тиражируются, используются в современной культуре и называются фотоиконами. И у каждой из таких фотографий есть своя история…
Фотография Эрнесто Че Гевары в черном берете признана символом XX века, самой знаменитой и самой воспроизводимой фотографией в мире. Она была сделана 5 марта 1960 года в Гаване во время мемориальной службы по жертвам взрыва корабля La Coubre, ее автор, Alberto Korda, тогда официальный фотограф Фиделя Кастро, рассказывал, что в тот момент он был потрясен выражением лица 31-летнего Че, на котором были написаны одновременно «абсолютная непреклоность», гнев и боль. При этом Че появился в видоискателе фотографа лишь на пару секунд после горячей речи Фиделя (в которой впервые были использованы знаменитые слова «Patria O Muerte»), а затем снова отступил в тень. Фотография была отвергнута редактором журнала «Революция», и это расстроило Корду, убежденного в силе этой работы. Он обрезал снимок, распечатал его в нескольких экземплярах, один повесил у себя дома на стене, а остальные раздарил друзьям. С этого все и началось. К слову, Корда никогда не просил выплаты роялти за использование и тиражирование этой фотографии, но был против коммерческого использования образа Че. Особенно в рекламе тех товаров, которые команданте никогда бы не поддержал. Альберто судился, например, с агентствами Lowe Lintas и Rex Features, когда те начали продавать при помощи этого снимка водку Smirnoff. Он выиграл 50000 долларов, которые немедленно пожертвовал кубинской медицине.
В день, когда была сделана эта фотография, Эйнштейну исполнилось 72 года. 14 марта 1951 года его фотографировали едва ли не все издания, и он был сильно утомлен и раздражен. Фотограф UPI Артур Зассе (Arthur Sasse) был одним из последних, и он очень старался убедить Эйнштейна улыбнуться. Но величайший ум двадцатого века вместо этого показал фотографу язык. В 2009 году оригинальный снимок озорного Эйнштейна был продан с аукциона за 74 тысячи 324 доллара.
Самая известная фотография одного из самых известных и почитаемых британских политиков была сделана при довольно забавных обстоятельствах. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой, в том числе и на фотографиях. И когда к нему на съемку пришел фотограф Юсуф Карш, он не собирался себе изменять. Юсуф сначала деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал, и фотографу пришлось сказать «извините, сэр» и самому вытащить у Черчилля сигару. «Когда я вернулся к камере, он смотрел так, будто хотел меня сожрать», - вспоминал потом Карш, автор одного из самых выразительных портретов всех времен.
Журнал National Geographic в 1984 году задался целью проследить генетический путь зеленых глаз, начавшийся еще во времена Чингисхана. В ходе исследований и сбора материала к проекту «Зеленые Глаза» фотограф Steve McCurry сфотографировал афганскую девушку, которую, как выяснилось 17 лет спустя, зовут Шарбат Гула (Sharbat Gula). Снимок испуганной красавицы-беженки с широко распахнутыми глазами в 1985 году стал обложкой National Geographic и через какое-то время стал всемирно известным символом афганского конфликта и страданий беженцев во всем мире. Сейчас фотографию называют даже «афганской Моной Лизой». К тому моменту, когда команда National Geographic все же разыскала Шарбат, ей было уже около тридцати, она вернулась в родной Афганистан и никогда до момента встречи с NG не видела этой фотографии и не знала о своей всемирной известности.
Снимок Роберта Капы (Robert Capa), сделанный 5 сентября 1936 года, долгое время был символом кровопролитной и безжалостной Испанской гражданской войны. На нем изображен вооруженный ополченец в гражданском, падающий назад после смертельного для него выстрела противника. Фотография очень эмоциональная, драматическая, зафиксировавшая страшный момент - поэтому она моментально обрела популярность, но одновременно с этим и сомнения части общества. И сейчас уже практически никто не сомневается, что культовый кадр был постановкой. Во-первых, он был сделан не на месте боев, а в нескольких километрах от него. А во-вторых, трагически погибший на фотографии в чистом поле и опознанный затем Federico Borrell García в действительности был застрелен в попытке укрыться за деревом.
А этот снимок не постановка, и вот уже более 40 лет люди смотрят на бесконечную казнь вьетконговца Нгуена Ван Лема генералом Нгуеном Нгок Лоаном. Фотограф Эдди Адамс (Eddie Adams) фиксировал события тринадцати войн, но самой известной его фотографией остается эта, сделанная 1 февраля 1968 года. За которую ему потом еще и извиняться пришлось. Снимок моментально разлетелся по газетам и новостным агентствам, о нем говорили все в Штатах, многие с укором и негодованием - уж слишком страшно то, что на ней. Эдди уверял, что это не был запланированный кадр, что это было что-то вроде рефлекса, и он даже не знал, что именно снял, пока не проявил пленку. А проявив, понял, что замалчивать такое нельзя. Но впоследствие он написал в Time: «Генерал убил вьетконговца, я убил генерала своей камерой. Фотографии все еще самое мощное оружие в мире. Люди верят им, но фотографии лгут, даже не имея таких намерений. Они правда лишь наполовину. Фотография не сказала “Что бы вы сделали, если бы вы были этим генералом в то время и в том месте в тот жаркий день, когда вы поймали так называемого плохого парня, после того как он взорвал одного, двух или трех американцев?” Когда генерал Нгуен все еще был жив, Адамс принес ему и его семье извинения за тот непоправимый ущерб, который нанесла чести генерала эта фотография.
Еще одна всемирно известная фотография Вьетнамской войны уже далеко не столь неоднозначна, как предыдущая. Это символ ужаса и страданий невинных людей, попадающих «под раздачу» вместе с военными. Снимок, сделанный южновьетнамским фотографом, Ником Утом, демонстрирует людей, бегущих от напалма, который разливают южновьетнамские вооруженные силы на деревню. Логический центр композиции - обнаженная девочка, которая кричит от ужаса и боли. Это девятилетняя Ким Фук, у нее страшные ожоги третьей степени на спине и сзади на ногах, и она пытается спастись. Сделав снимок, Ник подхватил девочку и отвез ее и других раненых детей в госпиталь. Врачи были уверены, что она не выживет, однако же спустя 14 месяцев пребывания в больнице и 17 операций Ким Фук стала практически здоровой. Фотограф постоянно навещал ее и в больнице и после ее выписки, пока не покинул Сайгон спустя три года. Ким жива и сейчас, она посвятила жизнь медицине и помощи детям-жертвам войн. Иногда она дает интервью и участвует в ток-шоу: «Напалм - это самая ужасная боль, которую вы только можете представить. Вода кипит при 100 градусах, а температура напалма от 800 до 1200. Прощение освободило меня от ненависти. У меня все еще много шрамов на теле, и я испытываю сильную боль почти постоянно, но мое сердце чисто. Напалм силен, но вера, прощение и любовь куда сильней. У нас вообще не было бы войн, если бы каждый мог понять, как жить с истинной любовью, надеждой и прощением. Если та маленькая девочка на фотографии смогла, спросите себя, можете ли и вы?»
Фотография-символ противостояния силы оружия и силы человеческого духа. Один-единственный человек вышел перед колонной танков рядом с площадью Тяньаньмэнь в Пекине во время беспорядков в июне 1989 года. В руках у него было два обычных пластиковых пакета, которыми он погрозил танкам, когда те остановились. Первый танк сделал попытку объехать мужчину, но тот опять встал на его пути. После нескольких безуспешных попыток объехать его, танки заглушили двигатели, и командир первого поговорил с настырным миротворцем. Затем опять попробовал его объехать, а мужчина опять встал перед танком. Четыре фотографа запечатлели этот момент, но всемирно известной фотографией стал снимок Джеффа Уайднера (Jeff Widener), долгое время бывший запрещенным в Китае. Мужчину так и не удалось опознать, но он был включен журналом Time в список 100 самых важных людей двадцатого века.
Эта шокирующая фотография не только показывает страдания детей в Судане во время голода 1993 года, но и рассказывает историю нравственных страданий фотографа, сделавшего снимок. Кевин Картер (Kevin Carter) получил за эту фотографию Пулитцеровскую премию, а через два месяца пустил выхлопные газы своего автомобиля в салон. Маленькая обессиленная девочка, ползущая в сторону лагеря гуманитарной помощи, остановилась, чтобы отдохнуть, и в это время на поляну спикировал голодный стервятник и ходил кругами в ожидании смерти ребенка. Кевин ждал 20 минут, прежде чем кадр стал достаточно удачным для него. И только потом прогнал стервятника, а девочка поползла дальше. На Картера обрушилась волна критики и самая престижная журналистская премия. Вот только он не смог жить с разнообразными финансовыми проблемами, с тем, что увидел в Судане, и с тем, в чем сам участвовал. В июле 1994 года он покончил с собой.
Самый знаменитый поцелуй в мире снял Альберт Эйзенштадт на Таймс-сквер во время празднования Дня Победы над Японией 14 августа 1945 года. В ходе многолюдных шумных гуляний у Эйзенштадта не было времени спрашивать имен героев снимка, и поэтому долгое время они оставались неизвестными. Только в 1980 году удалось установить, что медсестрой на фотографии была Эдит Шейн. А вот имя моряка до сих пор загадка - 11 человек заявили, что это они, но доказать это так и не смогли. Вот что рассказывал Эйзенштадт о моменте съемки: «Я увидел моряка, бегущего по улице и хватающего любую девушку, которая была в поле его зрения. Была ли она старушкой или молодой, толстой или худой, ему было без разницы. Я бежал перед ним с моей “Лейкой”, смотрящей назад над моим плечом, но ни одна из фотографий мне не нравилась. Затем внезапно я увидел, как он схватил кого-то в белом. Я обернулся и снял момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета в темное, я бы никогда не сфотографировал их. Как и если бы моряк был в белой униформе. Я сделал 4 фотографии за несколько секунд, но только одна меня удовлетворила».
Победители World Press Photo 1955 - 2006 годов. Лучшие фотографии 2 половины XX века.
Lucian Perkins/The Washington Post, США.
Май 1995. Чечня.
Молодой мальчик выглядывает из автобуса, загруженного беженцами, которые сбежали из эпицентра войны между чеченскими сепаратистами и русскими, рядом с Шали, Чечня. Автобус возвращается в Грозный.
Mogens von Haven, Дания.
28 августа 1955 года.
Чемпионат по мотоспорту на трэке Volk Molle в Дании.
Helmut Pirath, Германия.
1956 год, восточня Германия.
Дочь встречает немецкого заключенного II Мировой войны, отпущеного СССР на свободу.
Douglas Martin/AP, США.
4 сентября 1956 года.
Дороти Каунтс, одна из первых чернокожих студенток, идет в колледж.
Stanislav Tereba/Vecemik Praha, Чехословакия.
Сентябрь 1958 года.
Национальный чемпионат по футболу, игра Праги и Братиславы.
Yasushi Nagao/Mainichi Shimbun, Япония.
12 октября 1960 года, Токио.
Студент правых сил убивает председателя социалистической партии Инижиро Асанумо (Inejiro Asanuma).
Hector Rondon Lovera/Diario La Republica, Венесуэла.
4 июня 1962 года, морская база Пуэрто Кабэлло.
Смертельно раненный снайпером солдат держится за cвященника Луиса Падилло (Luis Padillo).
Malcolm W. Browne/AP, США.
11 июня 1963 года, Сайгон, южный Вьетнам.
Буддистский монах Тич Кванг Дюк (Thich Quang Duc) поджег себя в протест против религиозного преследования правительством Вьетнама.
Donald McCullin/для The Observer, Quick, Life, Великобритания.
Апрель 1964 года. Хазиверам (Ghaziveram), Кипр.
Турчанка оплакивает своего мужа, ставшего жертвой греко-турецкой гражданской войны.
Сентябрь 1965 года, Бин Дин (Binh Dinh), южный Вьетнам.
Мать и дети переходят реку, спасаясь от американской бомбардировки с воздуха.
Kyoichi Sawada/United Press International, Япония.
24 февраля 1966 года, Тан Бин (Tan Binh), южный Вьетнам.
Американские военные волокут на привязи тело вьетконговского (южновьетнамский повстанец) солдата.
Co Rentmeester/Life, Нидерланды.
Май 1967 года, южный Вьетнам.
Командир танка M48, 7-го кавалерийского полка армии США за своей работой.
Eddie Adams/AP, США.
1 февраля 1968 года, Сайгон, южный Вьетнам.
Шеф южновьетнамской национальной полиции Нгуйен Нгок Лоан (Nguyen Ngoc Loan) приводит в исполнение казнь участника вьетконговской армии.
Hanns-Jorg Anders/Stern, Германия.
Май 1969 года, Лондондерри, северная Ирландия.
Юный католик при столкновениях с британскими войсками.
Wolfgang Peter Geller, Германия.
29 декабря 1971 года, Саарбрюккен (Saarbrucken), восточная Германия.
Перестрелка между полицией и грабителями банка.
(Nick) Ut Hong Huynh/AP, Вьетнам.
8 июня 1972 года, Трангбанг (Trangbang), южный Вьетнам.
Пан Ти Ким Пук (Phan Thi Kim Phuc, в центре) спасается бегством от напалма, по ошибке сброшенного южновьетнамскими войсками.
Анонимно/New York Times.
11 сентября 1973 года, Сантьяго, Чили.
Демократически выбранный президент Сальвадор Аленде (Salvador Alende) за секунды до смерти во время военного переворота в президентском дворце.
Ovie Carter/Chicago Tribune, США
Июль 1974 года, Нигерия.
Жертвы засухи.
Stanley Forman/Boston Herald, США.
22 июля 1975 года, Бостон.
Девушка и женщина падают, пытаясь спастись от пожара.
Francoise Demulder/Gamma, Франция.
Январь 1976 года, Бейрут, Ливан.
Палестинские беженцы.
Lesley Hammond/The Argus, ЮАР.
Август 1977 года. Незаконное поселение Моддердам, ЮАР.
Полиция распыляет слезоточивый газ при беспорядках в незаконном поселении Моддердам, в ЮАРе. Люди протестуют против разрушения их домов.
Sadayuki Mikami/AP, Япония.
26 марта 1978 года, Токио, Япония.
Протест против стройки аэропорта Нарита (Narita Airport).
David Burnett/Contact Press Images, США.
Ноябрь 1979 года, лагерь беженцев Са Кео (Sa Keo).
Камбоджийка убаюкивает своего ребенка в процессе ожидания распределения бесплатной пищи.
Mike Wells, Великобритания.
Апрель 1980 года. Район Карамоджа (Karamoja), Уганда.
Ужасно голодный мальчик и миссионер.
Manuel Perez Barriopedro/EFE, Испания.
23 февраля 1981 года, Мадрид, Испания.
Лейтенант-полковник Антонио Тейеро Молина (Antonio Tejero Molina), члены гражданской гвардии и военная полиция удерживают в заложниках испанский парламент.
Robin Moyer/Black Star для журнала Time, США.
18 сентября 1982 года. Бейрут, Ливан.
Последствие резни палестинцев христианскими фалангистами в Сабре и лагере беженцев Шатила (Shatila) в Ливане.
Mustafa Bozdemir/Hurriyet Gazetesi, Турция.
30 октября 1983 года. Койнорен (Koyunoren), восточная Турция.
Кезбан Озер (Kezban Ozer) нашла своих пятерых детей мертвыми после разрушительного землетрясения.
Pablo Bartholomew/Gamma, Индия.
Декабрь 1984 года. Бопал (Bhopal), Индия.
Ребенок, погибший в результате утечки ядовитого газа при аварии на химическом заводе Союз Карбид (Union Carbide).
Frank Fournier/Contact Press Images, Франция.
16 ноября 1985 года. Армеро, Колумбия.
Двенадцатилетняя Омайра Санчез (Omayra Sanchez) попала в ловушку в развалинах, вызванных извержением вулкана Невадо дель Руз (Nevado del Ruz). После шестидесяти часов пребывания в этой ловушке она потеряла сознание и умерла.
Alon Reininger/Contact Press Images, США/Израиль.
Сентябрь 1986 года. Сан-Франциско, США.
Кожа Кена Микса (Ken Meeks) покрылась жуткими пятнами из-за Саркомы Капоши, вызванной СПИДом.
Anthony Suau/Black Star, США.
18 декабря 1987 года. Куро, Южная Корея.
Мать умоляет полицию по охране общественного порядка вернуть ей сына, после того, как он был арестован на демонстрации, обвиняющей правительство в мошенничестве на президентских выборах.
Декабрь 1988 года. Ленинакан, СССР (Армения).
Борис Абгарзян горюет о его 17-летнем сыне, жертве страшного землетрясения.
Charlie Cole/Newsweek, США.
4 июня 1989 года. Пекин, Китай.
Один из демонстрантов противостоит танкам Китайской Народной Освободительной Армии на демонстрации, посвященной демократическим реформам.
Georges Merillon/Gamma, Франция.
28 января 1990 года. Ноговак (Nogovac), Косово, Югославия.
Родственники на похоронах 27-летнего Эльшани Нашима (Elshani Nashim), который был убит на митинге протеста против решения Югославии отменить автономию Косово.
David Turnley/Black Star/Detroit Free Press, США.
Февраль 1991 года. Ирак.
Американский сержант Кен Козакивикз (Ken Kozakiewicz) оплакивает смерть своего соратника Энди Аланиза (Andy Alaniz), ставшего жертвой "дружественного огня" в заключительный день войны в персидском заливе.
Тогда они еще не знали, что будет через десяток лет...
James Nachtwey/Magnum Photos/USA for Liberation, США/Франция.
Ноябрь 1992 года. Бардера (Bardera), Сомали.
Мать поднимает тело ее ребенка, который умер от голода, что бы отнести его в могилу.
Larry Towell/Magnum Photos, Канада.
Март 1993 года. Палестинские территории, Сектор Газа.
Палестинские мальчики вскинули их игрушечные пистолеты в знак неповиновения израильтянам.
James Nachtwey/Magnum Photos для журнала Time, США.
Июнь 1994 года. Руанда.
Мужчина этнической группировки Хуту, был искалечен милицией, которая подозревала его в симпатизировании мятежникам этнической группировки Тутси. Руанда.
Francesco Zizola/Agenzia Contrasto, Италия.
1996 год. Куито (Kuito), Ангола.
Жертвы фугаса в Куито. В процессе гражданской войны в этом городе были убиты и травмированы многие люди.
Hocine/AFP, Алжир.
23 сентября 1997 года. Столица Алжира.
Женщина плачет около госпиталя Змирли (Zmirli), куда поместили многих убитых и раненных после резни в Бентале (Bentalha).
Dayna Smith/The Washington Post, США.
6 ноября 1998 года. Избика (Izbica), Косово, Югославия.
На похоронах родственники и друзья успокаивают вдову бойца Косовской Освободительной Армии, погибшего в предыдущий день во время патрулирования.
Claus Bjorn Larsen/Berlingske Tidende, Дания.
Апрель 1999 года. Кукес (Kukes), Албания.
Раненный мужчина идет по улице Кукеса в Албании, одном из наибольших сборочных пунктов этнических албанских беженцев, бегущих от насилия в Косово.
Lara Jo Regan/для Life, США.
2000 год. Техас, США.
Неучтенные американцы: мать семьи иммигрантов из Мексики делает пикаты (piсatas), чтобы покормить себя и своих детей.
Erik Refner/для Berlingske Tidende, Дания.
Июнь 2001 года. Лагерь беженцев Ялозай (Jalozai), Пакистан.
Тело афганского мальчика-беженца готовится к похоронам.
Eric Grigorian/Polaris Images, Армения/США.
23 июня 2002 года. Провинция Казвин (Qazvin), Иран.
Окруженный солдатами и жителями, роющими могилы для жертв землетрясения, мальчик держит брюки его мертвого отца, и сидит на корточках около места, где его отец будет похоронен.
Jean-Marc Bouju/AP, Франция.
31 марта 2003 года. Ан Нажав (An Najaf), Ирак.
Мужчина пытается смягчить тяжелые условия сыну в тюрьме для военопленных.
Arko Datta/Reuters, Индия.
28 декабря 2004 года.
Женщина оплакивает родственника, погибшего от цунами, Кудалур (Cuddalore), штат Тамилнад (Tamil Nadu), Индия.
Finbarr O"Reilly/Reuters, Канада.
1 августа 2005 года. Тахва (Tahoua), Нигерия.
Мать и ее ребенок в центре бесплатного питания.
Spencer Platt/Getty Images * , США.
15 августа 2006 года. Бейрут, Ливан.
Богатая молодежь ездит осматривать разрушенные израильской бомбадировкой районы в южном Бейруте.