Начало бизнеса: как открыть свою газету. Можно ли заработать на издании газеты? Что нужно чтобы открыть газету
Как издают газеты?
Грабли в газетно-журнальном бизнесе.
Как известно, в общественном сознании статус издателя или редактора газеты (журнала) стоит неизмеримо выше, чем, скажем, владельца магазина или ресторана. Может быть, именно поэтому так много людей желает стать представителями «четвертой власти», а количество газет и журналов скоро приблизится к количеству читателей.
У кого обычно появляется свежая идея издать собственную газету? Вот основные типы издателей:
1. Вы – профессиональный журналист.
И понятно, что вас чрезвычайно привлекает возможность делать то, считаете нужным делать именно вы, а не владельцы издания, в котором вы до этого работали, не главный редактор, не ваш непосредственный начальник.
Добиться такой творческой свободы можно только одним способом: самому стать главным редактором, а еще лучше – одновременно и хозяином собственного издания.
Наиболее продвинутые в деловом отношении деятели СМИ к тому же рассматривают газету как большое количество пустых страниц, которые можно сверху донизу забить рекламой. Деньги за воздух, деньги в обмен на дешевую бумагу – разве это не замечательный бизнес?
2. Вы – предприниматель.
Вы не один год платите деньги за рекламу своей компании, своих товаров и услуг. И однажды к вам приходит озарение: зачем отдавать какой-то чужой газете свои деньги, когда можно сделать собственную газету и размещать необходимую рекламу бесплатно, в любых количествах, да к тому же брать деньги с других предпринимателей?
Например:
Вы занимаетесь недвижимостью. Вполне логично подумать о выпуске специализированного издания по купле-продаже-аренде недвижимости.
У вас кадровое агентство. Если бы появилась собственная газета, то можно было бы размещать платные объявления по предложению и поиску работы.
Вы – хозяин сети магазинов для животных. Кто вам мешает заодно стать издателем профильной газеты («Четыре лапы», «Пес и кот», «Наши мохнатые друзья», «Детки в клетке»)?
3. Вы – крупный предприниматель.
Я заметил, что когда бизнесмен поднимается выше некоего уровня – по объему доходов, деловому или политическому рейтингу, то у него почти всегда возникает желание стать медиамагнатом. Иметь свой телеканал, свою газету или журнал, во-первых, престижно, во-вторых, можно «влиять». Как конкретно будет выглядеть это «влияние» будущий Руперт Мердок представляет крайне смутно.
Это желание всячески культивируется приближенными журналистами и литераторами, которые надеются получить от богатого дяди деньги на издание газеты. Как правило, у них есть собственное видение будущего издания и оно редко совпадает с видением инвестора. Строго говоря, их вообще не интересует его мнение, но до получения денег они выражают ему полное согласие и с энтузиазмом выслушивают любую ахинею.
Результаты
Девять из десяти издательских начинаний заканчиваются убытками. Их размер зависит от размера начального капитала, амбиций инициаторов и их финансовых возможностей. Если инвесторам надоедает содержать убыточное СМИ через полгода после запуска – потери меньше; если они из упрямства продержатся дольше, то и потери, соответственно, возрастают.
Как избежать потери денег?
Ответ простой: не издавать газету без крайней необходимости. И прежде чем радоваться возможностям, которые ожидают вас в качестве владельца или главного редактора газеты, следует скрупулезно посчитать минусы и потенциальные убытки.
Во-первых, необходимо учесть, что продажа тиража (даже если он распродается полностью) в лучшем случае покрывает только производственные расходы. Редкие исключения не в счет, они погоды не делают. Чтобы получить прибыль, надо иметь рекламу.
Если вы оптимистично верите в бурный приток рекламодателей, то спросите себя: куда вы сами отнесете свое объявление - в известную газету с большим тиражом или в газету, о которой ничего раньше не слышали? Станете ли вы рисковать своими (не чужими!) деньгами?
Конечно, можно привлечь клиентов низкими расценками за размещение рекламы, но низкие расценки – это и низкие доходы.
А чтобы ваше издание стало известным, требуется время. При везении и точном маркетинговом попадании - полгода минимум, год-полтора - оптимально. И все это время придется издавать газету в убыток , да еще вкладываться в рекламу по ее продвижению (это непременное условие: чтобы получить рекламные деньги, надо их сначала отдать).
Если у Вас есть годовой запас финансовой прочности (то есть деньги на оплату бумаги, услуг типографии, журналистов, редакторов, верстальщиков, дизайнеров, штатных распространителей и т.д., то можно и попробовать. Разумеется, без гарантии положительного результата.
Во-вторых, издание СМИ - это чрезвычайно трудоемкое и сложное занятие в сравнении с другими способами зарабатывания денег.
Вас ждет сложнейшая работа по созданию с нуля оригинального, непохожего на другие издания. А это включает разработку общей концепции газеты, дизайна, маркетинговой стратегии, выбор типографии, налаживание производственного цикла, непременные авралы в день сдачи газеты (хорошо еще, если газета еженедельная, а не ежедневная).
Вам придется управлять так называемыми «творческими людьми» то есть личностями, по определению мало дисциплинированными и необязательными; добиться своевременной сдачи материалов и новостей.
Вам надо будет создать дистрибьюторскую сеть, в том числе уговорить вольных распространителей и газетные киоски взять на продажу вашу газету – в дополнение к тем десяткам и сотням изданий, которые уже есть на прилавках. И связываться с новой газетой им совсем не хочется, потому что непонятно, будут ли ее брать покупатели.
Вы не хотите продавать газету, вы готовы ее раздавать даром, потому что у вас хватает рекламодателей, потому что газета заполнена вашей собственной рекламой?
Раздавать бесплатно – это большая головная боль. Представьте на минуту, каково раздать даже 5000 экземпляров. У вас есть список адресов, по которым газету разнесут распространители (которым, кстати, тоже надо платить)? Там им проще оставлять по 30-50 экземпляров в одном месте, в одной организации, чем сбивать ноги, бегая по сотням адресов. И у вас не будет никакой уверенности в том, что часть тиража не выбрасывается в ближайший от редакции мусорный ящик.
Чтобы не зависеть от наемных и часто не слишком мотивированных сотрудников, вы будете самостоятельно вести переговоры с наиболее крупными рекламодателями. Трудность этой работы можно легко представить, если вы – предприниматель и уже сталкивались с рекламными агентами или просьбами разместить ваше объявление в том или ином издании.
Какой была ваша реакция? - «Надоели!».
Теперь ваша очередь надоедать и не обижаться на агрессивное нежелание потенциальных рекламодателей встречаться с вами и с вашими сотрудниками.
Одним словом, если сравнить усилия, необходимые на издание газеты (я имею в виду настоящей, полноценной издания, а не примитивного сборника рекламных модулей, который мало кому интересен, да и ниша эта давно занята), с работой в других отраслях бизнеса, то там при тех же трудозатратах вы заработаете в несколько раз больше.
В-третьих, если не хотите собственноручно заниматься выпуском газеты, а решите ограничиться ролью инвестора и владельца, то настраивайтесь на то, что отдача от ваших денег (а их понадобится намного больше, чем ожидалось) будет очень нескорой - чтобы вам не обещал нанятый редактор.
Он вас не обманывал, просто чаще всего – это человек, далекий от реального бизнеса. Он смотрит на газету с одной стороны баррикады – со стороны пишущего человека. А делать газетные материалы и делать газету - это две большие разницы.
Здесь требуются качества не столько журналиста, сколько маркетолога, менеджера, организатора – желательно в одном лице - который сможет обеспечить и выпуск газеты, и бесперебойную работу редакционного коллектива, и сбыт номера, и привлечение рекламодателей.
Найти такого человека, безусловно, можно, но так же трудно, как и талантливого менеджера для торговой или производственной компании.
В четвертых, если вы Большой Человек и вам очень хочется влиять на общественное мнение, то опять же подумайте: а может быть, целесообразнее платить в известные, раскрученные СМИ за пиарные статьи или, если у вас Очень Много денег, купить уже работающее и прибыльное издание?
Но ведь существуют же успешные издания? Конечно. Многие из них существуют очень давно, еще с советских времен. А это и сложившаяся аудитория, привыкшая к раскрученному бренду, и, соответственно, рекламодатели.
Другие имели необходимый запас прочности и спокойно, иногда два-три года, работали в убыток, постепенно завоевывая место на рынке.
А есть издания, владельцы которых заранее настроились на то, что их издательский бизнес всегда будет убыточным. Газета или журнал нужна им для политических или представительских целей. Они содержат газету, как другие содержат конюшню или футбольный клуб.
Вконтакте
Одноклассники
Многих талантливых журналистов и блогеров может серьезно заинтересовать собственный бизнес – газета.
Чтобы достичь максимальных успехов в этом деле, необходимо соблюдать два основных правила – сделать свое издание максимально интересным, а также очень грамотно и ответственно организовать весь рабочий процесс.
Открытие редакции печатного издания. С чего следует начинать?
На успех затеваемого вами дела в значительной степени влияет правильный выбор тематики будущего печатного издания.
Имейте в виду, что сегодня значительным спросом пользуются рекламно-информационные газеты и газеты объявлений, а вот издания общественно-политической направленности вызывают гораздо меньший интерес.
Чтобы открыть редакцию газеты, необходимо:
- определиться с тематикой и аудиторией;
- выбрать подходящий формат;
- выбрать характерное название, способное максимально заинтересовать и заинтриговать будущих читателей;
- определиться, на каком языке будет издаваться ваша газета (либо она будет двуязычной);
- зарегистрировать свое частное издание в государственных органах.
Регистрация частной редакции
Начинающим бизнесменам, желающим открыть собственную редакцию печатного издания, можно регистрировать индивидуальное предпринимательство.
Однако в том случае, если выпускаться газета будет несколькими учредителями, более предпочтительными вариантами станут такие формы, как ЗАО или ООО.
Следует иметь в виду, что если вас интересует бизнес-план мелкотиражной бесплатной газеты, тираж которой будет составлять не более 999 экземпляров, нет никакой необходимости в государственной регистрации.
Правда, в данном случае имеются свои определенные недостатки – по причине того, что с мелкотиражным изданием согласится сотрудничать небольшое количество рекламодателей, прибыль, которую принесет такой бизнес, будет минимальной.
Также имейте в виду, что каждая крупная российская газета обязательно должна быть зарегистрирована в Федеральной службе, осуществляющей надзор в сфере связи.
Этапы создания успешной редакции
Чтобы ваш бизнес на выпуске газет был максимально успешным, необходимо пройти несколько важных этапов.
- С огромной ответственностью необходимо отнестись к продумыванию концепции своего будущего издания. Чем более яркой и интересной будет идея вашей газеты, тем большее количество потенциальных клиентов она сможет привлечь. Поэтому еще до первого выпуска хорошо продумайте, какой должна быть ваша целевая аудитория.
- Тщательно изучив интересы и потребности аудитории, выберите наиболее подходящее направление и характер будущего издания.
- Очень важно правильно определиться с форматом будущего издания – чаще всего встречаются такие форматы, как А4 и А3, однако вы можете выбирать и другие.
- Объем тиража также играет здесь важную роль. Если вы заинтересованы в получении хорошей прибыли, рекомендуется начинать приблизительно от пяти тысяч печатных экземпляров.
- Далее определите, каким вы планируете будущее издание – цветным или черно-белым.
- На следующем этапе следует определить, каким будет способ распространения газеты – это может быть распространение по подписке, традиционная продажа в газетных киосках и ларьках, а также бесплатная раздача.
Подбор персонала
На первых порах штат вашей редакции может состоять из минимального количества сотрудников:
- журналиста;
- фотографа;
- корректора;
- верстальщика.
Более того, в самом начале все эти функции может выполнять один человек – тот, кто является владельцем бизнеса.
Но в будущем желательно нанять разных специалистов – это позволит наилучшим образом оптимизировать рабочий процесс.
Печать первого номера и выбор типографии
На следующем этапе необходимо продумать, каким образом будет происходить подготовка и выпуск вашей газеты.
Начинающие предприниматели могут подготавливать газету к выпуску даже в домашних условиях, используя для этих целей один-два персональных компьютера. По крайней мере, такого оснащения вполне достаточно для того, чтобы подготовить материалы для первого номера.
В дальнейшем придется обзавестись собственным офисом – это необходимо для постоянных встреч с рекламодателями, читателями, а также партнерами по бизнесу.
Очень ответственно нужно отнестись и к выбору типографии для сотрудничества.
Чтобы найти наиболее оптимальный вариант, следует обращать внимание на актуальный прайс-лист, а также на технические возможности.
Позаботьтесь и об эффективных методах распространения печатного издания – чем быстрее будет расходиться свежий номер, тем больше рекламодателей вы сможете привлечь. Это, в свою очередь, гарантия высокой реальной прибыли.
Приблизительные затраты и расходы
Для того чтобы создать собственный бизнес на газетах, потребуется стартовый капитал, сумма которого зависит от целого ряда параметров – штата сотрудников, периодичности выпуска, формата, цветности, тиража издания и других.
Но некоторые виды затрат являются обязательными и одинаковыми в любом случае, поэтому рассмотрим пример с расчетами:
- размер государственной пошлины за выпуск печатного издания может составить приблизительно 20 000-25 000 российских рублей;
- около 1 000 рублей необходимо заплатить за регистрацию в налоговых органах;
- закупка компьютерной техники обойдется примерно в 25 000-35 000 рублей;
- на приобретение оборудования для редакции – ноутбуков, фотоаппаратов, диктофонов и др. – придется потратить еще около 100 000 рублей;
- печать первого пятитысячного тиража может обойтись приблизительно в 20 000-25 000 рублей.
Планируя собственный бизнес на газетах, проанализируйте все реальные возможности и перспективы. Отнеситесь к этой деятельности ответственно – и тогда значительный успех будет вам обеспечен.
Вконтакте
Глава I. Общие положения
Статья 1. Чрезвычайное положение
1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 5. Содержание указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения
1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.
2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.
3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Статья 8. Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации
При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения
1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.
2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.
Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения
Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;\
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Статья 14. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления
Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.
Глава IV. Силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения
Статья 16. Силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения
Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для обеспечения режима чрезвычайного положения
1. В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона, для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:
а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Задачи, указанные в пунктах "а" - "г" части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Статья 18. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение
1. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:
а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;
б) устанавливает время и срок действия комендантского часа;
в) определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
г) устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков и сп иртосодержащей продукции;
д) определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники, указанных в пункте "д" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона;
е) выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;
ж) обращается к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер и временных ограничений, предусмотренных статьями 11-13 настоящего Федерального конституционного закона;
з) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.
3. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и заседаниях органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным конституционным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к его компетенции.
4. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
5. Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.
Статья 19. Координация действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения
1. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.
2. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Статья 20. Особенности оперативного подчинения войск и воинских формирований при введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации
При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом Российской Федерации.
Статья 21. Дополнительные гарантии и компенсации лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения
1. На сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на иных лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Учет лиц, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава V. Особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение
Статья 22. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания:
а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;
б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.
Статья 24. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
1. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.
2. Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.
3. Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.
Статья 25. Федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
1. В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.
2. Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.
3. При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
4. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении данной формы особого управления указанной территорией входит в структуру федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
Статья 26. Правовые акты органов особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
1. Указанные в статьях 24 и 25 настоящего Федерального конституционного закона органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
2. Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Статья 27. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
1. Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой III настоящего Федерального конституционного закона, определяется Правительством Российской Федерации. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего дополнительное финансирование.
2. Финансирование расходов, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Для осуществления указанного финансирования привлекаются полевые учреждения Банка России, создаваемые в соответствии с законодательством о Банке России.
3. Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, на период действия чрезвычайного положения могут наделяться функциями распоряжения в установленном порядке бюджетными ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных на указанной территории.
Глава VI. Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения
Статья 28. Пределы применения мер и временных ограничений в условиях чрезвычайного положения
1. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
2. Указанные в части первой настоящей статьи меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.
Статья 29. Гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения
1. Лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с пунктом "е" статьи 13 настоящего Федерального конституционного закона, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
2. Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с пунктом "в" статьи 13 настоящего Федерального конституционного закона, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Порядок и условия применения физической силы и специальных средств
Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.
Статья 31. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа
1. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии с пунктом "а" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.
2. Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
3. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с пунктом "е" статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.
Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения
Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Правовые последствия прекращения периода действия чрезвычайного положения
1. Указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.
2. Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.
Статья 34. Ответственность лиц, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения
Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащими внутренних войск и Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Федеральным конституционным законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Осуществление правосудия на территории, на которой введено чрезвычайное положение
1. Правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации.
2. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.
3. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Статья 36. Деятельность органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение
1. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
2. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации может быть создана межрегиональная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 37. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении чрезвычайного положения и прекращении периода его действия
1. В случае введения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.
2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.
Статья 38. Уведомление сопредельных государств о введении чрезвычайного положения
В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
Статья 39. Международная гуманитарная помощь
Международная гуманитарная помощь на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 40. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона
В связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона признать утратившими силу:
а) Закон РСФСР от 17 мая 1991 года N 1253-1 "О чрезвычайном положении" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 773);
б) постановление Верховного Совета РСФСР от 17 мая 1991 года N 1254-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О чрезвычайном положении" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 774).
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 42. Признание не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
В связи с принятием настоящего Федерального конституционного закона признать не действующими и не подлежащими применению на территории Российской Федерации:
а) Закон СССР от 3 апреля 1990 года N 1407-1 "О правовом режиме чрезвычайного положения" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 15, ст. 250);
б) постановление Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 года N 1408-1 "О введении в действие Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 15, ст. 251).
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Советы Эксперта - Бизнес-консультанта
Фото по теме
Действующее законодательство позволяет стать учредителем газеты любому желающему. Достаточно лишь уплатить госпошлину и пройти ряд не особо сложных бюрократических формальностей. А вот издавать ее несколько будет несколько сложнее, но многим по силам.
Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.
Краткое пошаговое руководство
Что необходимо иметь
: - концепция издания;
- свидетельство о государственной регистрации СМИ;
- статус юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- штат творческих и технических работников;
- внештатные авторы;
- помещение для редакции;
- техническое оборудование (компьютеры, оргтехника и др.);
- услуги типографии.
Итак, приступим к действиям, настроившись на результат.
Шаг -
1
Прежде чем выпускать первый номер газеты, вы должны представлять, с какой периодичностью она будет выпускаться, если еженедельно или реже - в какие дни, и ее объем, то есть количество страниц (впрочем, в редакциях последние называют полосами) .
Ответив себе на эти вопросы, вы сможете выработать график работы над номером. Не будет лишним и обсудить с типографией, сможет ли она принимать в работу номера в нужный вам срок и выдавать готовый тираж к требуемому времени. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
2
При подготовке графика работы над номером учтите, что часть публикаций может быть подготовленной заблаговременно. Такие тексты должны размещаться на полосе в первую очередь, самые оперативные же из серии «срочно в номер» (новости, репортажи с места событий и под. - то, без чего газета не вправе называться этим словом)- вплоть до того, что непосредственно перед отправкой в типографию.
Будьте готовы к возможным коррективам графика работы над конкретным номером, вызванных информационной картиной периода, которому он посвящен (конкретного дня, недели и пр. в зависимости от периодичности издания). Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
3
Первым шагом при выпуске конкретного номера всегда должно быть его планирование. Главным источником тем для публикаций служат предложения от корреспондентов (в обиходе - заявки). Если в редакции большой штат, позволяющий дробление на отделы, первая фильтрация происходит на уровне редактора отдела. Тот должен оценить каждую заявку, внести свои предложения, перераспределить нагрузку между корреспондентами, определив первоочередные темы.
Ту же работу, но уже на уровне всей редакции делает главный редактор или его заместитель. Обычно это делается на общередакционной планерке. Чаще всего она проводится на следующий день после выхода очередного номера, и на ней обсуждаются и тот, что вышел, и будущий. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
4
Следующий этап - подготовка публикаций. Здесь в зону ответственности редактора отдела входит обеспечить поступление в секретариат (так называется подразделение, курирующее техническую сторону работы над номером) текстов должного качества и в соответствии с графиком работы над номером.
Корреспондент передает редактору готовый текст, тот читает его, вносит свои правки, при необходимости уточняет у автора моменты, вызывающие сомнения или возвращает на доработку со своими замечаниями. И так до полной готовности.
Затем текст передается в секретариат, откуда направляется корректору. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
5
Прочитанный (в обиходе – «вычитанный») корректором текст направляется на верстку (или, как говорят обычно в редакциях, «в верстку»). В идеале на этом этапе к нему уже должна быть готова иллюстрация.
О том, чем иллюстрировать каждую публикацию, обязаны думать автор публикации и редактор еще на стадии подготовки заявки. В зависимости от ситуации можно заказать снимки фотокорреспондентам, поручить бильд-редактору подобрать картинку или фото по фотобанкам или агентствам и другим источникам или дать задание подготовить рисунок художнику. В некоторых случаях последнему может потребоваться почитать готовый текст. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
6
Сверстанные полосы обычно несколько раз вычитываются корректором и редактором. Во многих редакциях назначается дежурный редактор (все творческие сотрудники или только заместители главного редактора и редакторы отделов по графику). Практикуется также вычитка редактором каждого отдела всех прошедших через него публикаций. Желательно отчитать собственные тексты и авторам, если те не на задании, больничном, в отпуске или командировке. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
7
Готовые полосы постепенно передаются на утверждение главному редактору. На данном этапе тот должен при необходимости вносить свои коррективы, включая кардинальные. Не так уж редки случаи, когда в результате приходится заменять одни тексты другими, вносить срочные изменения в сверстанный текст, переверстывать полосу. Выполнив это, переходим к следующим действиям.
Шаг -
8
После внесения всех правок готовые полосы просматриваются всеми ответственными сотрудниками: редакторами отделов, представителем службы рекламы (на предмет, вся ли оплаченная реклама идет в номер и учтены ли пожелания рекламодателя по ее размещению и т.п.), дежурным редактором при наличии такового, главным редактором и пр. Сверку на предмет, все ли правки внесены, на этом этапе может сделать и корректура.
При наличии у кого-либо замечаний работа ведется до их устранения.
Когда все коррективы учтены, номер можно отправлять в типографию.
Рекомендуем обратить внимание на следующие советы:
1. Государственная регистрация СМИ - обязательная процедура. Без нее можно выпускать издание тиражом менее 1 тыс. экземпляров
2. В типографиях известных издательств не только высокие цены, но и большие очереди на печать тиража. Поэтому график сдачи номеров в печать расписан по минутам, и малейшее опоздание может быть чревато серьезными штрафными санкциями.
Дополнительная информация и полезные советы эксперта:
При поиске типографии необязательно ограничивать спектр вариантов своим регионом. В оптимальное с точке зрения соотношения цены и качества предложение может быть и в другой местности и оказаться более выгодным даже с учетом дополнительных затрат на доставку тиража. Если газета ориентирована на достаточно требовательную аудиторию, на качестве полиграфии лучше не экономить: оно вполне стоит того, чтобы доплатить в разумных пределах. При успешном развитии издания эти затраты оправдают себя с лихвой.
Надеемся ответ на вопрос - Как выпускать газету - содержал полезные для Вас сведения. Удачи!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -
В этом материале:
Для того чтобы узнать, как открыть свою газету, необходимо четко представлять степень рискованности этого бизнеса. Газет много, каждая из них занимает свою нишу, которую будет удерживать всеми доступными средствами.
Приход нового издания усилит остроту конкуренции и заставит искать новые формы своего проявления. Так что, приняв решение об открытии собственной газеты, вы должны приготовиться к напряженной работе, постоянному поиску и большому риску.
С чего лучше начинать
Если у вас есть капитал, вера в победу и представление о том, как устроена система издания газет, то начинать нужно с разработки своей концепции. Вы должны четко представлять, что нужно вам, читателям и, конечно, рекламодателям.
Из этих трех составляющих должна получиться ясная модель нового издания, которая должна отличаться от других газет, иначе ваша затея вряд ли будет иметь успех. Возможны следующие варианты:
- Универсальность. Чем шире тематика газеты, тем больше у нее читателей. Однако таких газет много, их названия уже всем известны, а вам еще предстоит заявить о себе. Преодолеть такую конкуренцию можно только особенным дизайном, хорошим маркетингом и активной рекламой.
- Специфичность. При заполненном рынке часто приходится занимать небольшие ниши целевой аудитории. Такой подход позволит быстро найти своего читателя и покупателя, но тираж газеты никогда не будет большим.
- Прагматизм. Это издание, основанное целиком на коммерческой информации, то есть на рекламе и объявлениях. Такое издание трудно назвать газетой, потому что оно не содержит главного элемента — журналистики. Целевая аудитория не постоянная, но она будет всегда. Если вас устраивает полное отсутствие творческого начала, то можно начинать с такого листка, где люди ищут друг друга для того, чтобы что-то продать, купить или получить нужные сведения. Однако для успешности такой газеты придется преодолевать конкуренцию уже существующих СМИ. Ведь рекламодатели предпочитают известные издания.
- Личные симпатии основателя СМИ. Вполне возможно, что газета вам нужна для достижения своих личных политических, коммерческих или творческих целей. В этом случае можно считать, что общее представление о содержании и целевой аудитории есть, остается только поработать над коммерческой стороной открытия новой газеты.
Эти подходы к представлениям о своей газете разделены, конечно, условно. На практике новая газета может сочетать в себе все четыре варианта. Мало того, возможно их поэтапное перетекание из одной формы в другую. Например, для коммерческой раскрутки начинать можно с чистого прагматизма. По мере формирования прибыли в газете может появиться иная информация, например, новости, аналитические обзоры, кроссворды, юмор, лирика. Постепенно газета будет приобретать собственную аудиторию, разрастаться за счет фотографий, репортажей и материала политического характера. Газету можно считать состоявшейся, если ее берут не столько из-за объявлений и рекламы, сколько для того, чтобы прочитывать от первой до последней страницы.
Что делать дальше
После того как концепция приобрела характер четкой модели и учредитель знает, с кем ему придется развивать новое дело, возникает закономерный вопрос, как открыть газету. Под этим словосочетанием обычно понимают формальную сторону дела.
Здесь также есть несколько вариантов. Все зависит от планируемых масштабов деятельности. Если вы хотите начинать с малого, например, с газеты объявлений, выходящей тиражом в 300-500 экземпляров, то лучше зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Мало того, для начала лучше избрать патентную систему: она проще и понятней. Есть и еще одно несомненное достоинство — патент дается на определенный срок. Если дело прогорит, то все закончится окончанием его срока.
Регистрация газеты в органах Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям обязательна только в том случае, если ее тираж превышает 1000 экземпляров.
Это уже серьезное и сложное производство с большим штатом сотрудников, поэтому статусом ИП здесь не обойдешься, необходимы другие организационные формы, где учредителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Организационные проблемы первоначального этапа
Первый свой листочек с объявлениями можно сделать и самому, но, если вы собираетесь издавать полноценную газету, без штата сотрудников не обойтись. Мало того, необходимо создание типографской базы.
Первоначально это может быть договор с типографией по оказанию услуг печати. Если эти услуги будут недорогими и качественными, то останутся проблемы подбора специалистов в области:
- дизайна типографской продукции;
- программирования;
- журналистики;
- редактирования текстов;
- маркетинга.
Кроме того, остро встанет вопрос реализации продукции. Он может решаться через подписку, с помощью продавцов на улице и в различных точках. Если вы решили для начала издать бесплатную газету с объявлениями, нужны будут курьеры для того, чтобы разносить газету по домам.
На начальном этапе говорить о подписке не приходится. Во-первых, сейчас эта система находится в упадке, а во-вторых, никто не будет выписывать новое, еще никому не известное издание. Самым реальным способом распространения газеты на начальном этапе является уличная торговля.
В наше время самым лучшим вариантом раскрутки новых СМИ является интернет, поэтому сразу после официальной регистрации организации, издающей газету, нужно открывать сайт, посвященный ей. Привыкнув к виду издания в электронном виде, люди начнут обращать внимание и на печатный вариант.
Отношение людей к газетному бизнесу двойственное. Одни считают это безнадежным делом, ведь по статистике 9 из 10 новых СМИ закрываются через год. Другие полагают, что начать этот бизнес и получить прибыль возможно и не так уж сложно. Видимо, для того, чтобы понять кто прав, нужно попробовать самому.
![]() | Инвестиции: Инвестиции 400 000 - 600 000 руб. Пензенский центр обслуживания мест захоронений «СИРИУС» был основан в 2012 году Шигаевым Михаилом Алексеевичем. Компания занимается благоустройстовм мест захоронений в Пензе и Пензенской области. Компания «СИРИУС» первая на рынке ритуальных услуг продвинула идею переложить все хлопоты по уборке и приведению в порядок могил усопших в руки своих специалистов по уходу и благоустройству захоронений. Мы являемся… |
![]() | Инвестиции: 2 500 000 - 8 000 000 руб. Бэби-клуб – это игровое пространство, где дети интеллектуально развиваются, готовятся вступить во взрослую жизнь, насыщенную большим количеством информации. Малыши дошкольного возраста принимают активное участие в интерактивных играх и повышают свои способности усваивать разного рода знания, развивают логическое мышление, речь и творческие навыки. Сеть Бэби-Клуба насчитывает более ста детских центров раннего развития. Представителями франшиз являются приверженцы… |
![]() | Инвестиции: 150 000 - 200 000 руб. ООО «Карельский монумент» - является одним из предприятий входящих в группу компаний, занимающихся добычей горной массы, обработкой блоков и выпуском готовой мемориальной продукции с художественным оформлением памятником из природного габбро-диабаза на территории Республики Карелия. Габбро-диабаз - это уникальный по своей структуре материал (разновидность гранита), обладающий природным черным цветом. Его структура очень плотная и однородная, что… |
![]() | Инвестиции: от 50 000 руб. Газета «Из рук в руки»: · первая газета объявлений в России (с 1992 года) · самая популярная газета объявлений в регионах · более 100 региональных представительств · тираж 1,6 млн экземпляров · высокий уровень доверия в регионах Газета ведет свою историю с января 1992 года, когда вышел в свет «нулевой» номер. Название «Из рук в… |
![]() | Инвестиции: 350 000 - 1 500 000 руб. Сеть «Автодевайс» - это розничные и интернет-продажи автомобильной электроники. Для своих клиентов и партнеров мы стремимся отделять зерна от плевел и выбирать из бесчисленного множества автоаксессуаров действительно интересные девайсы во всех ценовых диапазонах. Основу нашего ассортимента составляют видеорегистраторы, радар-детекторы и навигаторы, которые пользуются неиссякаемым покупательским интересом и рассчитаны на любой возраст и кошелек. Всего ассортимент… |
![]() | Инвестиции: от 100 000 руб. Сеть Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ» предоставляет клиентам все виды услуг в недвижимости и пропагандирует высокое качество клиентского обслуживания в своих офисах. В Компании существуют Стандарты профессиональной деятельности, которые обязаны соблюдать все офисы, работающие по единой технологии и единым формам договоров и внутренних документов. С помощью услуг, оказываемых агентствами недвижимости «ЭКСПЕРТ», вы можете купить, арендовать, продать, снять,… |
![]() | Инвестиции: 500 000 - 5 000 000 руб. Группа компаний «Робин Сдобин» приглашает Вас стать партнером в регионах России. Компания «Робин Сдобин» работает на рынке общественного питания с 2000 года, начав свою деятельность с открытия кафе быстрого обслуживания в городе Воронеж. Подобное направление в сфере общественного питания стало новинкой для города, в связи с чем, было принято решение об открытии в 2001 году… |
![]() | Инвестиции: 1 500 000 - 3 000 000 руб. В 2002 году в Санкт-Петербурге появился первый центр «Крошка Ру». Нашим девизом стала фраза: «умное дитя учится шутя». Дети в «Крошке Ру» - не просто ученики. Они, и исследователи, и актеры, и художники - занятия, фестивали, праздники, веселые конкурсы помогают каждому ребенку проявить свою индивидуальность. К 2009 году мы открыли 4 собственных Центра и разработали… |