Авианосец - технические характеристики. История авианосцев. Первый авианосец Авианосная стратегия в послевоенные годы
Первым кораблем в истории авианосцев, с которого поднялся в воздух самолет, был не авианосец, а легкий крейсер ВМФ США «Бирмингем»; на носовой части его специально для этой цели была сооружена временная деревянная платформа. Взлет произошел в 3.16 пополудни 14 ноября 1910 г. в заливе Чесапик при скорости корабля примерно 14 узлов. Самолет, «Кёртисс Голден Флаер», был оборудован обычным колесным шасси, и пилотировал его не военный летчик, а работник авиакомпании «Кёртисс» Юджин Б. Или.
История авианосцев. Первый авианосец
Подобные опыты проводились и в Великобритании с линейным кораблем «Африка», на носовой части которого, как и у «Бирмингема», была сооружена временная платформа. Успешный взлет имел место в 2.20 пополудни 10 января 1912 г., на четырнадцать месяцев позже американцев, и пилотировал биплан «Шорт С-27» военно-морской офицер, капитан третьего ранга Сэмсон.
Тот же Сэмсон в мае 1912 г. осуществил первый в Британии успешный взлет с движущегося корабля (линейный корабль «Хиберния»).
Хотя первые опыты подобного рода проводились в американском и британском ВМФ, первой в истории авианосцев страной, которая обзавелась авианосцем, была Франция; строго говоря, «Фудр», заложенный в 1392 г. и сошедший со стапеля в 1895 г., был обычной плавбазой для торпедных катеров, лишь впоследствии переоборудованной под авианосец. В 1912 г. аналогичной операции подвергся корабль британского ВМФ «Хермес». Эти корабли - условно говоря, авианосцы первого поколения - правильней было бы назвать плавбазами для гидропланов; последние транспортировались как самый обычный груз. Единственным дополнительным сооружением была надпалубная надстройка. Гидропланы, как им и положено, взлетали с воды и садились на воду; корабль служил не более чем плавучим ангаром, а спуск летательных аппаратов на воду и подъем на борт осуществлялись посредством деррик-кранов
Иногда подобные суда именовались «авианосцами без взлетной палубы» и оборудовались дополнительным краном в носовой части.
Серьезным недостатком судов подобного типа была необходимость предварительно спускать летательные аппараты за борт, и в ВМФ США решили поэкспериментировать со временной плат- і формой, по типу той, с которой взлетал Или «Бирмингеме». Поскольку у гидропланов отсутствуют колеса, они разгонялись на специальной тележке со сложным блоком-полиспастом. Подобным образом 5 ноября 1915 г. с броненосного крейсера «Норт Каролина», стоявшего на якоре в заливе Пенсакола, был произведен запуск гидроплана «АБ-2», с кормовой части крейсера.
Аналогичные опыты в истории авианосцев проводились с 1914 г. и британским ВМФ на вышеупомянутом авианосце Гермес, только старт с разгонной тележки осуществлялся с носовой части корабля. В результате Адмиралтейство пришло к выводу о необходимости оборудовать авианосцы этим примитивным приспособлением. Такие корабли стали называться «авианосцами со взлетной палубой». Поскольку был уже 1914 г. и Британия находилась в состоянии войны, ВМФ реквизировал для себя гражданские суда. Одним из первых судов в этом ряду был трансатлантический лайнер «Кэмпениа», купленный ВМФ 27 ноября 1914 г. На баке лайнера соорудили платформу длиной 120,07 фута (36,6 м). Этого оказалось мало, поэтому в марте-апреле 1916 г. корабль подвергся дополнительным модификациям: передняя дымовая труба была заменена двумя, расположенными поперек корпуса на расстоянии, безопасно большем размаха крыльев аэроплана, а высота надстройки с мостиком уменьшена. Таким образом, взлетную палубу удалось удлинить до 199,8 фута (60,9 м). Аналогичным образом под авианосцы были переоборудованы и другие гражданские суда: «Мэнксмен», приобретенный ВМФ 7 апреля 1916 г., «Найрана» и «Пегасес» в августе 1917 г.
После появления взлетных палуб следующим логичным, с точки зрения пилотов, шагом была замена гидропланов на обычные аэропланы с колесным шасси; для разгона им было бы достаточно 39-46 футов (12-14 м). Первый успешный взлет такого рода был произведен 3 ноября 1915 г. вторым лейтенантом X. Ф. Таулером на истребителе «Бристоль-Скаут» с палубы корабля «Виндекс». Следует отметить, что этот успех был достигнут ровно за два дня до запуска гидроплана с разгонной тележки на крейсере ВМФ США «Норт Каролина». Активным сторонником использования ВМФ летательных аппаратов с колесным шасси был капитан третьего ранга Ф. Дж. Ратлэнд, возглавлявший объединенный авиаотряд «Кэмпениа» и «Мэнксмена». И с того и с другого корабля он неоднократно поднимался в воздух на «Сопвич-Пап», а также в июне 1917 г. с крейсера «Ярмут» и 9 октября того же года с линейного крейсера «Рипалс» - после установки на них взлетной палубы поверх кормовой башни главного калибра. В конце концов все линейные крейсера британского ВМФ, а впоследствии еще и двадцать два крейсера были оборудованы палубами для взлета аэропланов с колесным шасси.
Первые годы войны выявили очевидное превосходство аэропланов с колесным шасси над гидропланами - и по скорости, и по маневренности, а также по эффективности в борьбе с дирижаблями, использовавшимися германским ВМФ для воздушной рекогносцировки; поэтому в мае 1917 г. в британском ВМФ решили переоборудовать линейный крейсер «Фьюриес», сошедший со стапеля 15 августа 1916 г., в «быстроходную плавбазу для гидропланов».
Несмотря на такое видовое определение, «Фьюриес» был оборудован взлетной палубой длиной 228,01 фута (69,5 м) и шириной 40,02 фута (12,2 м), под которой находился ангар с пятью истребителями «Сопвич-Пап» и тремя разведывательными гидропланами «Шорт-184».
Итак, проблема, как самолету взлетать с корабельной палубы, была решена; но вопрос о том, как садиться обратно, оставался открытым.
По выполнении задания гидроплан мог приводниться рядом с кораблем и быть поднятым на борт краном. Аэропланы же с колесным шасси вынуждены были улетать в сторону суши, приземляться на обычном аэродроме, оттуда перевозиться в порт и загружаться обратно на корабль. Такая система вряд ли могла считаться удовлетворительной, что и побудило капитана третьего ранга Даннинга, командующего авиаотрядом на «Фьюриесе», поэкспериментировать с посадкой на носовую взлетную палубу. Первая попытка, на «Сопвич-Пап», 2 августа 1917 г. увенчалась успехом, но при второй попытке, годом позже, самолет разбился, а пилот погиб, и Адмиралтейство запретило подобные эксперименты.
Но самая первая успешная посадка на корабль в истории авианосцев была осуществлена в Соединенных Штатах шестью годами раньше - тем же самым Или, который произвел первый успешный взлет, - на деревянную платформу, смонтированную в кормовой части броненосного крейсера «Пенсильвания». Длина платформы была 119,75 фута (36,5 м), вдвое меньше, чем на «Фьюриесе», но она была оборудована специальным устройством, призванным затормозить аэроплан, как только колеса шасси коснутся палубы. Использованная на «Пенсильвании» система торможения, сконструированная лейтенантом Теодором Г. Эллисоном, состояла из двадцати двух стальных тросов, протянутых поперек платформы на высоте примерно одного фута (30 см), к концам которых были прикреплены мешки с песком весом 200 фунтов (90 кг). Расположенные под хвостом аэроплана два крюка должны были зацепиться за эти тросы. Или успешно приземлился 18 января 1911 г. на корабль, стоявший на якоре в бухте Сан-Франциско.
После трагедии с Даннингом в Британском ВМФ решили оборудовать на «Фьюриесе» посадочную платформу и смонтировать на ней как систему прикрепленных к мешкам с песком поперечных тормозящих тросов, так и продольных направляющих. Если тормозящие тросы вдруг почему-то не сработают, то, чтобы аэроплан не врезался в мачту и трубу, на дальнем конце посадочной платформы натянули вертикальную сетку. Испытания новой посадочной системы начались в марте 1918 г.
«Фьюриес» и последовавший за ним «Вин- диктив» были единственными так называемыми «авианосцами со взлетной и посадочной палубой». Еще когда «Фьюриес» претерпевал модер низацию, в Адмиралтействе решили построить авианосец с одной-единственной палубой, без надстроек и труб.
Чтобы ускорить процесс, для ВМФ в сентябре 1918 г. - даже до переоборудования «Вин- диктива» - было приобретено торговое судно, ставшее первым в истории «авианосцем с гладкой верхней палубой». Этот корабль, получивший название «Аргус», оказался первым авианосцем Британских ВМФ, на котором были размещены торпедоносцы «Сопвич-Ку-ку» («Сопвич- Кукушка»), В кормовой части корабля, там, куда открывались большие ворота ангара, была оборудована платформа с двумя кранами - для подъема самолетов с поверхности воды или с пирса. У первого авианосца ВМФ США, «Лэнгли», вошедшего в строй в марте 1922 г., взлетная палуба также была устроена свободной от труб и надстроек: когда начинались полетные операции, трубы опрокидывались в горизонтальное положение и становились ниже уровня палубы.
У первого авианосца японского ВМФ «Хосо», вошедшего в строй в декабре 1922 г., также была гладкая взлетная палуба. Следует упомянуть, что когда корабль вошел в строй, над верхней палубой возвышались маленькая надстройка с орудийными башнями и мачта на трех опорах со стороны левого борта, но в 1923 г. и то и другое было убрано; три трубы «Хосо» разворачивались наружу, как и у «Лэнгли». Многие японские авианосцы были оборудованы гладкими взлетными палубами, например «Акаги» и «Кага» (до реконструкции), «Рюйе», «Сохо», «Дзуйхо», «Рюхо», «Тийода» и «Титоузи».
Первым авианосцем, с самого начала оборудованным надстройкой типа «остров», был «Игл», сошедший со стапелей британского Адмиралтейства 3 апреля 1920 г. На его взлетной палубе со стороны правого борта тесно располагались мостик, мачта и две большие трубы. Впоследствии подобного типа группа надстроек получила название «остров». Некоторые британские авианосцы оборудовались «ступенчатой взлетной палубой», например «Фьюриес» после всех модификаций в 1921-1925 гг. и два бывших линейных корабля, реконструированных в авианосцы в 1924-1930 гг., «Глориес» и «Корейджес». У этих кораблей было две взлетные палубы: длинная, на верхней палубе, и гораздо короче, на уровне палубы ангара.
Два японских авианосца, «Акаги» и «Кага», вошедшие в строй в 1926-1927 гг. и переоборудованные на основе корпусов линейного крейсера и линейного корабля, изначально имели трехступенчатые взлетные палубы. Длинная взлетная палуба шла на уровне крыши ангара, остальные - в кормовой части корабля, по правому борту, на уровне двух из трех этажей ангара. Четвертая большая платформа находилась у «Акаги» и «Кага» на корме, уровнем ниже взлетной палубы.
Авианосцы ВМФ США не оборудовались ступенчатыми взлетными палубами; у построенных после «Лэнгли», в 1927 г., «Лексингтона» и «Са- ратоги» единственная взлетная палуба имела длину 770,01 фута (234,7 м) и выступала за пределы носа и кормы корпуса.
В британском ВМФ единственными авианосцами со ступенчатой взлетной палубой были «Глориес», «Корейджес» и «Фьюриес», хотя и у них, по истечении определенного времени, использовалась только верхняя палуба. В 1935-1938 гг. японские «Акаги» и «Кага» подверглись модернизации; нижние взлетные палубы были демонтированы, и эти корабли стали обычными авианосцами с гладкими палубами длиной 907,48 фута (276,6 м).
Начиная с 1928-1930 гг. и до 1952-1953 гг. структурная схема подавляющего большинства авианосцев оставалась неизменной: прямая гладкая палуба и «остров» по правому борту. То, что «остров» следует располагать именно по правому борту(было официально постановлено британским Адмиралтейством для ВМФ еще в 1918 г., когда проектировался «Хермес», по предложению капитан-лейтенанта У С. Николсона и капитан-лейтенанта Кларка Холла, служивших на «Фьюриесе». Они заметили, что если самолету не удалось совершить посадку, при последующем наборе высоты пилоты предпочитали отворачивать влево. Единственными авианосцами, на которых «остров» располагался с левого борта, были японские «Акаги» и «Хирю».
Всю вторую мировую войну авианосцы использовались только с винтовыми самолетами; первые опыты с реактивными летательными аппаратами начались уже после войны: в британском ВМФ истребитель «Вампир» успешно взлетел с авианосца «Оушен» 3 декабря 1945 г., в США первый удачный взлет реактивного самолета совершен с авианосца «Франклин Д. Рузвельт» 21 июля 1946 г.
Реактивные самолеты крупнее и тяжелее винтовых. Авианосцы пришлось подвергнуть серьезным структурным модификациям: оборудовать на них «скошенную взлетную палубу» и новое устройство запуска - британскую паровую катапульту. Первые авианосцы со скошенной взлетной палубой были модифицированы из числа тех, что изначально строились с прямой палубой. Авианосцы, сошедшие со стапелей после 1952 г., имели скошенную взлетную полосу с самого начала, например американские «Форрестол», «Са- ратога», «Рэйнджер» и «Индепенденс», а также британский «Арк Ройял».
Следует заметить, что после второй мировой войны авианосцы продолжал строить только ВМФ США. В Британии с 1951 по 1955 г. сошли со стапелей только «Игл», «Арк Ройял», «Албион», «Булварк» и «Сентаур» - все заложенные еще во время войны. Последним вошедшим в строй британским авианосцем был «Хермес» (1959), заложенный еще в 1944 г.
После появления угловой взлетной палубы самым существенным нововведением в конструкции авианосцев стала атомная двигательная установка. До недавнего времени она ставилась только на авианосцы ВМФ США, но в 1983 г. авианосцы с атомной двигательной установкой начали строить в России и во Франции.
Следует также отметить отдельный вид авианосцев, использовавшихся только в годы войны, - конвойные авианосцы; британский и американский ВМФ использовали их для эскортирования конвоев в Атлантике, японский ВМФ - в Тихом океане. Большинство таких конвойных авианосцев были переделаны из торговых, судов и несли небольшое число самолетов или вертолетов. Например, американские авианосцы типа «Боуг» (построено одиннадцать) и «Сэнгамон» (построено четыре). Корабли же типа «Касабланка» (построено десять) и «Комменсмент Бей» (построено двенадцать) были переделаны в авианосцы из судов торгового флота. Большинство британских конвойных авианосцев строились в США, на основе торговых судов типа С-3.
Также в американском ВМФ существовал класс легких авианосцев, меньшего по сравнению с обычными водоизмещения; они строились в годы войны на основе легких крейсеров (девять кораблей типа «Индепенденс») и тяжелых крейсеров (типа «Райт», два корабля). Подобного типа авианосцы существовали и в британском ВМФ, но они были таковыми по изначальному конструктивному замыслу. Японские легкие авианосцы (не имевшие, впрочем, специального видового определения) строились на основе как торговых судов, так и линейных крейсеров, а также по спецзаказу.
После второй мировой войны ВМФ некоторых стран принимали на вооружение корабли- вертолетоносцы, а также ударные корабли десанта, оборудованные взлетной палубой вдоль всей их длины, но не для самолетов, а для вертолетов или винтокрылов. Например, американский «Тетис Бэй» (1956), переоборудованный из конвойного авианосца, или британские «Булварк» (1960), «Албион» (1960) и «Хермес» (1973), переоборудованные из легких авианосцев. Плюс к этому, в США семь кораблей типа «Иводзима» (1961-1968) и пять типа «Тарава» (1976-1981) с самого начала строились как вертолетоносцы; на всех устанавливалась взлетная палуба прямого гладкого типа. Российские крейсера-вертоле- тоносцы типа «Москва» и «Киев» (1967-1975) представляют собой отдельный тип гибридных судов, с передней половиной как у крейсера и большой взлетной палубой на всю заднюю половину (на кораблях типа «Киев» взлетная палуба - скошенная). На них похожи по конструктивному типу японские линейный корабль «Исе» (после модификации 1943 г.) и крейсер «Могами».
Не так давно в Британии и Италии построены легкие авианосцы - в основном противолодочного назначения. Например, «Инвинсибл» в первоначальных планах описывался как «крейсер со сквозной палубой», - вероятно для того, чтобы избежать политических осложнений после громогласно заявленного Британией отказа от строительства авианосцев. Теперь «Инвинсибл» официально именуется «легкий крейсер, несущий летательные аппараты с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой» (В/УВП). Еще одним (единственным) примером судов подобного типа является итальянский «Гарибальди». Чем еще они отличаются от обычных авианосцев - так это внушительным артиллерийским вооружением, включая системы ПВО; на больших авианосцах, с большим количеством летательных аппаратов, функции обороны от нападения с моря или с воздуха почти целиком ложилась бы на собственные летательные аппараты.
Развитие авианосцев, начавшееся с серии модификаций, проведенных на «Фьюриесе» в 1917-1918 гг., привело к тому, что в 1982-1983 гг. остались два основных типа авианесущих судов. Во-первых, большие авианосцы с водоизмещением 90 000 т, атомной двигательной установкой и с девяноста самолетами на борту. Во-вторых, легкие авианосцы водоизмещением 12 000-20000 т, с газотурбинной двигательной установкой и пят- надцатью-шестнадцатью вертолетами или самолетами В/УВП на борту.
До 1982 г. большие авианосцы были только у ВМФ США, в количестве четырех единиц: СУАЫ- 65, 68, 69 и 70. Плюс один авианосец подобного типа, но меньшего водоизмещения строился в России, а во Франции проектировался. До 1982 г. малые авианосцы водоизмещением 12 000-20 000 т были только у британского и итальянского ВМФ; но похоже, что в ближайшие годы суда подобного типа станут самыми популярными кораблями во многих ВМФ, так как по отношению к их боевым качествам они сравнительно недороги. Последние достижения в этой области связаны с развитием летательных аппаратов В/УВП, самым известным из которых является британский «Хэрриэр»
5. Стратегия и тактика боевого применения
6. Список кораблей
Корпус
Атомный авианосец ВМС Франции Шарль де Голль. Отчётливо виден «остров».
Корпус типичного авианосца имеет длину от 182 до 342 метров и осадку до 12 метров. Корпус выполнен из стали, толщина которой может быть несколько сантиметров. Живучесть корпуса достигается за счёт водонепроницаемых переборок и палуб. Для обеспечения необходимой площади полётной палубы и ангаров, корпус над ватерлинией значительно увеличивается в ширину, что придаёт авианосцу его характерный облик. Под полётной палубой расположены объёмные ангары, в которых хранятся и ремонтируются самолёты и вертолёты. Перемещение летательных аппаратов между палубами происходит посредством специальных подъёмников, количество которых может достигать четырёх. Ниже ангаров расположены машинные отделения и прочие служебные помещения. Для того, чтобы обеспечить максимально возможную полезную площадь полётной палубы, командный мостик, антенны и радарные установки размещаются на так называемом «острове», единственном возвышении над палубой. «Остров», как правило, располагается по правому борту. Прочее оборудование располагается по бокам корпуса ниже уровня полётной палубы. Для увеличения количества летательных аппаратов на борту, часть из них находится не в ангарах, а непосредственно на палубе.
Полётная палуба
Существует две основные конфигурации полётной палубы.
Плоская полётная палуба
Схема взлёта и посадки самолётов на авианосце Дуайт Эйзенхауэр
F-14D Томкэт незадолго перед стартом с помощью паровой катапульты с борта авианосца США «Джон Стеннис»
Из находящихся в настоящее время в строю плоскую полётную палубу имеют все американские авианосцы, французский авианосец «Шарль де Голль» и бразильский авианосец «Сан-Паулу». Эти авианосцы предназначены для базирования самолётов горизонтального взлёта и для подъёма их в воздух используют паровые катапульты. Количество катапульт на американских авианосцах 4, на французском и бразильском авианосцах по 2.
Единственным в мире авианосцем, который для самолётов горизонтального взлёта не использует катапульты, является российский «Адмирал Кузнецов», однако он относится к «трамплинной» компоновке.
Плоскую полётную палубу имеют также авианесущие десантные корабли, рассчитанные на базирование вертолётов и самолётов вертикального взлёта.
Полётная палуба с трамплином
Авианосец США «Джон Стеннис» и авианосец Великобритании «Илластриес»
Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев, вооружённых самолётами вертикального и укороченного взлёта и посадки. Для увеличения стартовой массы самолётов, на авианосцах данного типа практикуют взлёт после короткого разбега. В результате чего самолёт экономит горючее по сравнению с вертикальным взлётом и способен взять большую массу топлива и вооружения. Ввиду того, что посадочная скорость СВВП невелика, какие-либо дополнительные приспособления для торможения отсутствуют. Взлётная и посадочная полосы объединены между собой. Данный тип полётной палубы характерен для авианосцев Великобритании, Индии, Италии, Испании, Таиланда и России.
Российский «Адмирал Кузнецов» стоит среди авианосцев трамплиного взлёта несколько особняком. На нём базируются самолёты укороченного взлёта Су-33, МиГ-29К, которые благодаря высокой тяговооружённости способны взлетать с короткой полосы без использования катапульты. Подобная организация полётов, однако, не является полноценной заменой катапультам, так как не позволяет истребителям взлетать с полной боевой нагрузкой и исключает возможность взлёта самолётов с низкой тяговооружённостью. Особенностью российского авианосца является также угловая посадочная палуба и тросовый аэрофинишёр, отстуствующие у других трамплинных авианосцев.
Многоуровневая полетная палуба
Ныне не встречающийся вид полетной палубы, характерный для авианосцев 1920-1930-ых годов. Представлял собой короткую взлетную палубу в носовой части корпуса и использующуюся в основном для посадки летную палубу поверх ангара.
авианосец «Кага» до модернизации и после модернизации
Подобные системы были задействованы на японских авианосцах "Акаги" и "Кага", британские авианосцы "Глориес", "Корейждес" и "Фуриес". Аналог подобной системы - катапульту для старта из ангара через бортовое окно - имели первые авианосцы серии "Эссекс".
Теоретическими преимуществами подобной схемы была возможность разделить взлет и посадку самолетов, не загромождать летные палубы машинами.
Практика применения показала несовершенство этой схемы, ее опасность для пилотов. К середине 1930-ых практически все авианосцы с полетными палубами многоуровневого класса были переоборудованы в обычные авианосцы.
Силовые установки
12 действующих авианосцев используют в качестве основных силовых установок охлаждаемые водой ядерные реакторы, что предоставляет им почти неограниченную дальность плавания. Применение на авианосцах ядерной силовой установки позволяет сэкономить водоизмещение для авиационного топлива и боезапаса. Нельзя не отметить, что ЯСУ придаёт такое немаловажное тактическое свойство авианосцам, как возможность длительно многие дни и недели поддерживать скорость хода, близкую к максимальной), что недоступно кораблям с обычной силовой установкой, вынужденных большую часть времени двигаться с крейсерской скоростью.
Авианесущий крейсер | Авианосная ударная группа >>> |
![]() |
|
Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской | Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду. |
В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.
Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.
«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.
Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)
Авианосный парк США
1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года
9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.
3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.
10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.
Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.
Россия
1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.
Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.
Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.
Китай
1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)
Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.
![]() |
![]() |
В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал. |
Авианосцы Великобритании
Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.
В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.
В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.
![]() |
![]() |
«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи. |
В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция
1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.
Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.
Индия
2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.
Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.
Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.
Бразилия
1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.
Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».
Италия
1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.
Испания
1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.
Тайланд
1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.
«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.
Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники),
средствами управления и обеспечения полётов.
Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.
Развитие новых видов морского вооружения постепенно изменило взгляды на роль военных авианосцев. Долгие годы она была приоритетной: вплоть до 1960 г., то есть до появления атомных субмарин с ракетами на борту ни одно судно, кроме авианосца, не могло похвастаться своей принадлежностью к ВМС стратегического назначения. Со временем авианесущие корабли начали делить на несколько основных классов: тяжелые ударные авианосцы (водоизмещением более 70 000 т), легкие авианосцы (водоизмещением 13 000-35 000 т) и крейсера-вертолетоносцы.
Ударные авианосцы , чаще всего с ядерными энергетическими установками и тяжелыми штурмовиками на борту, способны решать широчайший круг задач борьбы с крупными группировками противника. Для базирования самолетов необходима длинная полетная палуба (до 330 м), вместительный ангар на 90-100 самолетов, мощные катапульты и самолетоподъёмники. По своему архитектурному облику тяжелый авианосец - гладкопалубный корабль с высокими бортами и небольшой «островной» надстройкой в средней части корпуса, как правило, смещенной к правому борту. Верхняя палуба специально расширена за счет угловой полетной палубы. Длина взлетных полос достигает 90 м.
На судах этого типа обычно установлено 2-4 катапульты, которые позволяют самолетам покидать палубу корабля с интервалом не более 30 секунд. Вкратце о принципе действия паровой катапульты. Самолет крепится к гаку (крюку) челнока, жестко связанного с поршнями двух паровых цилиндров, размещенных под полетной палубой. Перемещение поршней цилиндров и разгон челнока с самолетом до необходимой скорости в 250 км/ч производятся давлением пара. После разгона самолет автоматически отцепляется от гака челнока и взлетает.
Приземление самолета на палубу было бы невозможно без аэрофинишеров, аварийных барьеров, индикаторов посадки и других специальных систем. Аэрофинишер, сокращающий длину пробега самолета при посадке, представляет собой систему тросов, расположенных поперек посадочной палубы и соединенных с находящимися под ней тормозными механизмами. Идущий на посадку самолет выпускает специальный хвостовой гак и, цепляясь им за тросы, плавно тормозит. На случай, если самолет не сможет выпустить гак, предусмотрен аварийный барьер в виде натянутой между двумя стойками нейлоновой сети.
Легкие авианосцы - так называемые «корабли контроля моря» - не столь универсальны, как тяжелые, и, как правило, служат для противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и конвоев. На них базируются легкие штурмовики, истребители и вертолеты. Большинству легких авианосцев, несущих самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, не нужны ни катапульты, ни аэрофинишеры.
Крейсера-вертолетоносцы
- лучшее средство для противолодочной обороны и поддержки высадки десанта. Такие корабли не имеют сплошной полетной палубы. Носовой частью они напоминают крейсер и только в корме - авианосец. Первыми ударными авианосцами послевоенной постройки были американские корабли типа «Форрестол», спущенные на воду в 1954-1958 гг. и способные нести 90 тяжелых палубных бомбардировщиков взлетным весом до 35 т.
В состав этой серии вошли четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс», полное водоизмещение которых находилось в пределах 79 250-81 160 т, а длина достигала 318 м. Разработчики этих кораблей, «переварившие» опыт войны, обратили особое внимание на схему бронирования, непотопляемость и защиту судна от подводных взрывов.
Кроме пусковых установок ракет на авианосцы установили артиллерийское вооружение, состоящее из четырех 127-мм универсальных артустановок. Авианосцы были способны разогнаться до 34 узлов. Экипаж одного корабля составил 5500 человек, из которых 2480 приходились на летно-технический состав.
«Форрестолы» недолго находились в гордом одиночестве - в скором времени у них появились последователи. Ими стали, с одной стороны, первый атомный авианосец «Энтерпрайз»,построенный в 1961 г., а с другой - четыре корабля типа «Китти Хок» (1961-1968 гг.) с котлотурбинными установками.
Сначала США планировали создать только 1 ядерные авианосцы, но из-за их большой стоимости все же решили строить корабли типа «Китти Хок» с обычной энергетической установкой. Но многолетняя эксплуатация «Энтерпрайза» показала, что, вопреки ожиданиям, современные атомные авианосцы обходятся государству не намного дороже, чем обычные.
Начиная с 1975 г. в США строят атомные авианосцы типа «Нимитц». В эту серию, кроме головного судна, вошли еще пять авианосцев: «Эйзенхауэр» (1977 г.), «Винсон» (1982 г.), «Рузвельт» (1986 г.), «Линкольн» (1990 г.) и «Вашингтон» (1992 г.). Это самые большие ударные авианосцы из когда-либо строившихся. Их полное водоизмещение - ни много ни мало 91 500 т, длина по ватерлинии 317 м, ширина корпуса 40,8 м, а габариты угловой взлетной палубы 23Т,7 х 76,8 м. Максимальная скорость этих кораблей достигает 36 узлов, а дальность плавания 800 000-1 000 000 миль.
При этом авианосцы очень слабо вооружены: всего три спаренные ракетные установки и четыре 20-мм автомата на каждом. Наверняка в этом виновата принятая в ВМС США концепция, согласно которой за противовоздушную и противокорабельную защиту авианосца должны целиком отвечать корабли его охранения. Зато на нем легко умещаются 90 самолетов.
В 1990 г., тогда еще в СССР, вступил в строй тяжелый авианесущий крейсер типа «Рига» полным водоизмещением 70 500 т. Традиционные катапульты на крейсере заменили самолетным трамплином. «Рига» стала первым советским кораблем, иа котором предусмотрено базирование реактивных самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой. А вот крейсеру-авианосцу «Ульяновск» с полноценной атомной энергетикой так и не суждено было появиться на свет. Этот большой корабль водоизмещением 75 000 т с полетной палубой 72-метровой ширины строили целых три года, после чего он был неожиданно исключен из списков флота и разрезан на металл.
Непобедимые гиганты, подобные «Нимитцу», казалось, должны были занять почетное место во всех военных флотах. Но большинство стран предпочло им легкие многоцелевые авианосцы. Пример таких кораблей - суда типа «Инвинсибл» (Англия), авианосцы «Дж. Гарибальди» (Италия), «Прииц Астурийский» (Испания), два французских корабля типа «Клемансо», новый атомный авианосец «Ришелье» (тоже французский), советские (теперь российские) авианесущие крейсера типа «Киев» и ряд устаревших авианосцев Аргентины, Бразилии и Индии.
Все эти, на первый взгляд не очень похожие суда легко разделить на две группы: легкие авианосцы водоизмещением 28 000-40 000 т, которые несут 20-80 самолетов и вертолетов с взлетной массой до 20 т, и новые авианосцы - корабли контроля над морем водоизмещением 13 000-20 000 т, несущие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.
Легкий многоцелевой авианосец «Инвиисибл» , вошедший в состав английского флота в 1980 г., положил начало серии из трех кораблей. Полное водоизмещение судов этого типа составляет 19 500 т при максимальной длине 209 м и ширине 31,9 м. Их максимальная скорость хода - 28 узлов, а дальность плавания - 5000 миль. Авианосцы типа «Инвиисибл» относятся к новому поколению кораблей - носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, не требующих вспомогательного оборудования. На них базируется 8 самолетов и 12 вертолетов. Помимо авиации, вооружение этих кораблей включает зенитно-ракетный комплекс и две 20-мм артиллерийские установки ближней обороны.
Французские легкие авианосцы «Клемансо» и «Фош» имеют полное водоизмещение 32 780 т, длину 215 м и ширину 31,7 м. Максимальная скорость хода достигает 32 узлов, а дальность плавания - 7500 миль. На каждом авианосце базируется до 40 самолетов и вертолетов. «Ришелье», спущенный на воду в 1996 г., вскоре должен будет заменить эти корабли. Это судно имеет классическую архитектуру авианосца с небольшой надстройкой, сильно сдвинутой в нос.
Максимальная длина судна составляет 261,5 м, ширина по ватерлинии - 31,8 м, а ширина полетной палубы - 61 м; ядерная энергетическая установка мощностью 82 000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 28 узлов. Вооружение корабля, кроме 40 самолетов и вертолетов составляют 5 пусковых установок зенитно-ракетных комплексов и 20-мм автоматические пушки. «Ришелье» не позабыли оснастить радиоэлектронным оборудованием, системой постановки помех и гидроакустической станцией, расположенной в носовом бульбообразном обтекателе. Жилые помещения рассчитаны на 1850 человек, включая летчиков и десантников.
Италия тоже обзавелась легким авианосцем. Им стал построенный в 1985 г. корабль «Дж. Гарибальди». Его водоизмещение равно 13 850 т, наибольшая длина 180,2 м, ширина корпуса 23,4 м, а полетной палубы - 30,4 м.
Две мощные турбины обеспечивают судну скорость 30 узлов, а запасы топлива - дальность плавания 7000 миль. В отличие от обычного авианосца «Дж. Гарибальдн» несет мощное универсальное ракетное оружие - четыре противокорабельные установки и два зенитио-ракетных комплекса. Вооружение авианосца дополняют три спаренные артиллерийские установки и два трехтрубных торпедных аппарата для борьбы с подводными лодками. На корабле базируются 16 противолодочных вертолетов типа «Си Книг», хотя оптимальным признан вариант размещения шести вертолетов и восьми самолетов. Подсчитано, что это позволит обеспечить перехват воздушных целей на удалении до 800 км, воздушное патрулирование в зоне до 200 км и нанесение ударов авиацией на расстоянии до 370 км.
Для замены устаревшего авианосца «Дедало» постройки еще 1943 г. в 1988 г. испанцы ввели в строй легкий многоцелевой авианосец «Прииц Астурийский», настоящий корабль контроля над морем. Это судно в еще большей степени, чем «Иивиисибл» и «Дж. Гарибальди», приспособлено для базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. «Принц» имеет водоизмещение 16 200 т и длину 175 м. Он способен принять на борт 20 самолетов и вертолетов. Для ближней самообороны на нем установлены четыре 20-мм зенитные артустановки. Скорость хода этого авианосца - 26 узлов.
В 1975 г. советский ВМФ получил первый из трех крейсеров типа «Киев» (длина 273,1 м, водоизмещение 43 220 т, экипаж 1300 человек), на котором базировалась эскадрилья противолодочных вертолетов и самолеты вертикального взлета и посадки. Ни один из этих боевых кораблей не дожил до сегодняшнего дня: в 1993-1994 гг. все они были расформированы, а затем демонтированы, как того требовала очередная программа разоружения.
Развитие вертолетостроения и успешное применение этих боевых машин для борьбы с подводными лодками привели к появлению нового класса авианесущих кораблей - крейсеров-вертолетоносцев. В 1964 г. практически одновременно вступили в строй сразу три таких корабля: французский «Жанна д’Арк» и два корабля типа «Аидреа Дориа» в Италии.
Крейсер-вертолетоносец «Жаниа д’Арк » является типичным представителем своего класса кораблей с развитой надстройкой и довольно большой взлетно-посадочной площадкой, занимающей около половины длины судна. На вооружении крейсера состоят восемь противолодочных вертолетов Линке», пусковая установка противокорабельных ракет «Экзосет» и четыре 100-мм универсальные артустановки.
Итальянские корабли «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» водоизмещением 6500 т - обычные гладкопалубиые крейсера с расширенной в кормовой части верхней палубой, где расположена взлетно-посадочная площадка. Здесь же, на верхней палубе, находится и анrap для четырех вертолетов. Вооружение дополняют два трехтрубных торпедных аппарата, спаренная пусковая установка зенитных ракет и восемь 76-мм артустановок.
Противолодочный Крейсер «Кайо Дуилио» типа «Андреа Дориа»
Энергичные итальянцы не остановились на достигнутом и пополнили свой авианосный, вернее сказать, вертолетоносный флот новым кораблем: в 1969 г. вступил в строй многоцелевой крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето». Он стал дальнейшим развитием кораблей типа «Андреа Дориа», отличаясь от них более сильным противолодочным вооружением и гораздо большим числом вертолетов. На корабле их девять. Помимо них крейсер вооружен спаренной пусковой установкой зенитных ракет «Терьер», ракетным противолодочным комплексом «Асрок», восемью 76-мм универсальными артустановками и двумя торпедными аппаратами. Водоизмещение корабля 8850 т, турбина мощностью 73000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 32 узла и дальность плавания 5000 миль. Экипаж корабля состоит из 550 человек.
Англичане решили не строить новые вертолетоносцы, а переоборудовать в них три крейсера типа «Тайгер». Но модернизация первого корабля затянулась до 1971 г., к тому же затраты были очень большими, а толку оказалось мало. В итоге, переоборудовав два корабля, третий решили не переделывать. Новоявленные вертолетоносцы прослужили в английском флоте до 1984 г.
В 1967 г. советский флот получил первый из двух противолодочных крейсеров типа «Москва» (длина 189,1 м, водоизмещение 14 900 т, максимальная скорость хода 30 узлов, экипаж 850 человек), на котором базировалась эскадрилья из 14 противолодочных вертолетов. Крейсер «Москва» и по сей день входит в состав Черноморского флота, а его собрат «Ленинград» в 1991 г. был расформирован, а затем демонтирован.
Крейсера-вертолетоносцы не получили дальнейшего развития. За последние 20 лет на воду не было спущено ни одного нового корабля этого класса. Более того, судостроительные программы не предусматривают их создание и в ближайшие годы. Эти корабли окончательно вытеснены легкими многоцелевыми авианосцами, самым лучшим воплощением концепции корабля для контроля над морем.
Когда американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта. Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных кораблей и судов, появились именно в Великобритании, а потом и в других странах.
В основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году вступил в строй гидроавиатранспорт « Ark-Royal » переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта « Ark-Royal » установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.
гидроавиатранспорт «Ark-Royal»
Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;
гидроавиатранспорт «Ansvald»
Не считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия, уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов « Ansvald » и « Санта Элена » . На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в состав флота в августе 1914 года.
Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald
»:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;
Мало внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию берегового базирования.
авиатранспорт «Орлица»
В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт « Орлица » переоборудован из парохода « Императрица Александра » . На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде. Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а также слесарные мастерские. Авиатранспорту « Орлица » удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.
авиатранспорт «Орлица»
Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка
- паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;
Постепенно английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными были паромы « Engadain » и « Ben-mai-kri ». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта « Engadain » запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт « Ben-mai-kri » активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы, которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.
авиатранспорт «Engadain»
Технические характеристики авиатранспорта «Engadain
»:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
авиатранспорт «Ben-mai-kri»
Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri
»:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;
первый авианосец «Argus»
Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца « Argus » представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918 году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец « Argus ». В конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер, который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.
авианосец «Argus»
Технические характеристики первого авианосца «Argus
»:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;
Авианесущие корабли пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли дали возможность выработать все технические и организационные решения: подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они задымляли зону посадки.
первый авианосец «Lengli»
Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией, который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей (), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922 годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец « Lengli », переделан из угольного транспорта.
первый авианосец «Lengli»
Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка
- паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;
первый авианосец «Хосё»
В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец « Хосё », переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие , однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца , на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.
первый авианосец «Хосё»
Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;
В процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. были достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий, поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров .
авианосец «Akagi» в море
В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал « Akagi » переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй после окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец « Akagi » участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.
авианосец «Akagi»
Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi
»:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;
первый авианосец «Bearn»
Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался « Bearn » переделан из дредноута «Нормандия » в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn » с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые корабли. В 1944 году «Bearn » на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки. До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.
первый авианосец «Bearn»
Технические характеристики авианосца «Bearn
»:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;
В дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались скорость и самолетовместимость. По мнению специалистов британского флота, авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с линкорами.
авианосец «Glory»
С учетом новых задач следующие авианосцы различных стран создавались без усиленной защитной брони и без главной артиллерии. Это позволило увеличить самолетовместимость, скорость хода и улучшить противовоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory » переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.
авианосец «Glory»
Технические характеристики авианосца «Glory
»:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка
- паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;
Опыт войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка самолета на палубу надводного корабля . Но развить возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка вооружения и желание превосходства над условным противником привели к развитию уникального типа корабля - авианосец . Но далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее «удовольствие».