Театрализованное представление "На весёлом мультдворе". Театрализованное представление «Сказочная фантазия Театрализованное представление по мотивам
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена возможностью использовать её материалы в профессиональной деятельности постановщика театрализованных представлений.
Театрализованные представления в честь знаменательных дней, праздников, важных дат в жизни человека или просто для разнообразия досуга занимают всё большее место в нашей действительности.
Театрализованные представления ассоциируются у людей с праздничным настроением и рождают особый настрой. А для того, что бы лучше организовать и развить театрализованное представление всех видов, необходимо понять особенности этого рода искусства, которые были сформированы в течении многих веков, во время которых развивалось народное театральная культура, а за тем профессиональная.
Поэтому объект моей курсовой работы - театрализованные представления.
Предмет исследования - специфика режиссуры театрализованных представлений.
Цель курсовой работы: изучить специфику режиссуры театрализованных представлений.
Задачи курсовой работы:
- - изучить и проанализировать, что такое театрализованное представление и выделить его виды.
- - узнать историю возникновения театрализованных представлений.
- - выявить значение сценария для постановки театрализованного представления.
- - найти основные выразительные средства в театрализованном представлении.
- - понять значение режиссера в постановке театрализованного представления. театрализованный сценарий режиссерский
Театрализованное представление и его особенности
Что такое театрализованное представление
Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей особый вид искусства.
Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизненных реалий необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.
Таким образом, театрализованное действо - это органическое сочетание реальности, связанное с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образной (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.
Режиссура театрализованных представлений предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литератуно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Театрализация - это особый режиссерский прием имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся навозной, оригинальностью, экспрессивностью.
Одно из главных качеств таланта режиссера - «чувство зрелищности». Пластическая решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс- все это закладывается в режиссерский замысел представления. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения актера, реквизита, учета естественного фона на огромном пространстве), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищность создаваемого представления.
Вернемся к театрализованному действу. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в её противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот двигатель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Следует отметить характерные особенности театрализованного действа, отличающие его от других видов художественного творчества.
- 1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал, который мы называем документальным объектом внимания сценариста.
- 2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которых действуют и развиваются реальные силы.
- 3. Театрализованное действо полифункциональное и решает следующие задачи: дидактически (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовлетворения) и коммуникативную.
- 4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.
- 5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.
Театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке. исключение составляет конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.
Разделы: Внеклассная работа
Звучит музыка из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию". Открывается занавес. На сцене стоит необычный аппарат. Висит радио. Возле аппарата крутится инженер Тимофеев. Из аппарата доносится приятный звук.
Тимофеев: Опять звук той же высоты... Свет пропадает в третьей лампе. Почему нет света? Ничего не понимаю. Проверим. А два, а три... угол между направлениями положительных осей... Я ничего не понимаю. Косинус, косинус... Верно!
Звук колоколов и хриплая музыка.
Тимофеев: Мне надоел Иоанн с колоколами! Какие хрипы! А ведь я же говорил ему, чтоб он снял, я поправлю! У меня сейчас нету времени. На чем я остановился?.. Косинус! Косинус! Да нет, завхоз! У меня болит голова... Где же Зина? Чаю бы выпить! (В сторону.) Какой странный человек в черных перчатках... Чего ему надо? Нет, еще раз попробую. Вот эту кнопку...
Раздается шум, грохот, Тимофеев падает. В зал, со стороны входа, входит Милославский.
Милославский: Весь мир в заботах, а этот дома. Патефон начинает. (Находит и читает визитку.) Средняя школа № ... директор... (имя, отчество). Ну что ж зайдем. (Выходит на сцену.) Это я удачно зашел. Э, да здесь и телефон есть
Большое удобство. За три года, что я не был в Покачах, как они все вещами обзавелись. Приятно работать. (Складывает вещи в сумку.) Фу, как устал! (Садится, засыпает.)
На сцену выходит Бунша. У него в руке канцелярская книга.
Бунша: Господа, гости, приветствуем выпускников средней школы № 1. города Покачи 2006 года.
В зал входят выпускники. Рассаживаются на первые места в зале по классам. Все аплодируют. На сцене поднимается Тимофеев.
Тимофеев: Что за шум? (В сторону.) Этого еще не хватало.
Бунша: Это я, Николай Иванович.
Тимофеев: Я вижу, Иван Васильевич. Удивляюсь я вам, Иван Васильевич! В ваши годы вам бы дома сидеть, внуков нянчить, а вы целый день по школе бродите с засаленной книгой... Я занят, Иван Васильевич, простите.
Бунша: У меня нет внуков. И если я перестану ходить, то произойдет ужас.
Тимофеев: Государство рухнет.
Бунша: Рухнет. Вот у нас сегодня праздник, выпускников чествуем, а вы тут своей машиной смуту наводите. Не порядок. Чем вы тут занимаетесь?
Тимофеев: Ну, как бы вам попроще... Я хочу пронзить пространство и пойти в прошлое...
Бунша: Пронзить пространство? Такой опыт можно делать только с разрешения милиции. Пойду, позвоню. Где мой ключ от кабинета?
Тимофеев: Ключ?! Вы гений! Конечно ключ! Вот сейчас все пойдет как надо. Мы с вами, Иван Васильевич, отправляемся.
Милославский: (Просыпается.) И я с вами.
Шум, треск, дым. Перенос во времени. Когда дым рассеялся на сцене идет русский танец. На сцене царские палаты, трон.
Бунша: Куда это мы попали? Я требую прекращения опыта! Где телефон? Милиция! Милиция!
Милославский: Перестань орать! Это нас к Иоанну Грозному занесло.
Бунша: Не может быть! Я протестую! Это обман зрения! Они все давным-давно умерли! Они покойники! (Звук выстрела.)
Милославский: Видали, как покойники стреляют.
Бунша: Кому это он?
Милославский: Вам.
Бунша: Прошу не оскорблять. Я не собака. От имени учеников и работников школы прошу вас, спасите меня!
Милославский: Одежда! Царская одежда! Ура, подфартило!
Милославский: Одевайтесь, быстрее, а то пропадем.
Бунша: Не буду! Это царская одежда. Я не имею права ее надевать.
Милославский: Давайте, быстрее. А то хуже будет. (Помогает одеваться Бунше.) Ура! Похож! Ей-богу, похож. Ой, мало похож! Профиль портит! (Завязывает платок на лицо Бунше.) Одевай шапку. Будешь царем.
Бунша: Ни за что!
Милославский: Молчи! Садись, занимайся государственными делами. На чем это они тут остановились? (Смотрит бумаги.) Ага. Царь и великий князь... повторяй... всея Руси...
Бунша: Царь и великий князь повторяй...
Милославский: Дане повторяй "повторяй"...
Вбегает дьяк.
Дьяк: Царь тут! Царь тут!
Милославский: А где же ему быть?
Дьяк (падает на колени). Не вели казнить, великий государь. (Поднимается.) Демоны тебя схватили, мы и кинулись... ан хвать, демонов-то и нету.
Милославский: Да ты встань, чего валяться за зря. Были демоны, это не отрицаю, но они самоликвидировались. Прошу эту глупую тревогу приостановить. Дальше чего по очереди?
Дьяк: Дак, чествование выпускников его величества.
Милославский: Давай их сюда.
Дьяк подает Милославскому грамоту с именами выпускников.
Милославский: Ох, и много выпускников его величества.
Дьяк (падает на колени): Не вели казнить!
Милославский: Да ладно, уж. (Зачитывает грамоту, список выпускников по профилю, куда пойдут учиться.)
Звучат фанфары.
Милославский: Царь всея Руси повелевает: вручить выпускникам памятные ордена и отправить на обучение в страны заморские, дальние
Входят первоклассники и вручают ордена выпускникам.
Милославский (к Бунше): Подписывай.
Бунша: Не буду. Я государственные бумаги подписывать не могу.
Милославский: Подписывай, я сказал.
Бунша: И.о. Царя Иван Васильевич Бунша. (Подписывает.)
Вбегает дьяк.
Дьяк: Не вели казнить. (Падает на колени.)
Милославский: Чего стряслось?
Дьяк: Ох, беда! У выпускников аттестаты пропали.
Милославский: Нельзя быть такими рассеянными.
Дьяк: Зашли, были, вышли, нет.
Милославский: Так всегда и бывает. В театрах это постоянно, в буфете. Смотреть надо за вещами, когда в комнату входишь. Да чего ты на меня таращишься? Уж не думаешь ли ты, что я взял?
Дьяк: Что ты, что ты!
Милославский (к Бунше): Ты не брал? Тогда нужно у заведующего Гороно спросить, может он взял.
Говорит заведующий ГОРОНО. Поздравляет выпускников.
Милославский: Виш, как хорошо все разрешилось. Чего там у нас дальше?
Дьяк: Царица к тебе, великий государь, видеть желает. Сама просится, да и птенцов-первоклассников привела.
Бунша: Вот тебе раз! Этого я как-то не предвидел. Боюсь, чтобы не вышло недоразумения с Ульяной Андреевной. Она, между нами говоря, отрицательно к этому носится. А впрочем, ну ее к черту, что я ее боюсь, что ли?! (Снимает повязку.)
Милославский: И то, правда. Повязку это ты зря снял. Не царская, говоря откровенно, у тебя физиономия.
Бунша: Чего? Прошу вас?! С кем говоришь, холоп?!
Милославский: Молодец! Ты бы раньше так разговаривал!
Входит царица.
Царица: Пресветлый государь, княже мой и господин. Дозволь рабыне твоей, греемой милостью твоею...
Бунша (подходит к царице, целует ручку): Очень рад. Очень рад познакомиться. Позвольте представить: дьяк и господин Милославский. Прошу к нашему трону.
Милославский: Ты что плетешь? Сними, гад, пенсне...
Бунша: Но-но-но! Простите, ваше имя-отчество не Юлия Владимировна?
Царица: Марфа Васильевна...
Бунша: Чудно, чудно.
Милославский: Вот разошелся! Э-ге-ге! Да, ты я вижу, хват. Вот так тихоня!
Бунша: Человек! Рюмку кардамоновой, Марфе Васильевне!
Царица: Что вы, что вы... Я же не сама пришла, со мной дети!
Бунша: Человек! Не надо рюмку, давай детей!
Бунша и царица садятся на трон. Выступают первоклассники.
Бунша (дьяку): Вы что на меня так смотрите? Я знаю, что у тебя на уме! Ты думаешь, уж не сын ли я какого-нибудь кучера или кого-нибудь в этом роде? Сознавайся!
Дьяк: Не вели казнить. (Падает на колени.) Да что, вы пресветлый государь. Я хотел объявить, что пожаловали родители выпускников. Разреши им слово молвить.
Милославский: Милые! Вот уж он разошелся. Надо спасать положение. Давай, Федя, родителей.
Выступают родители выпускников.
Милославский: А что, Федя, у нас нарзану нету?
Дьяк: Не вели казнить! (Падает на колени.) Нету.
Милославский: Ну, нету, так нету. Что ты, Федя, все время падаешь. Костюмчик казенный мараешь. Не порядок.
Бунша (царице): Позвольте вас просить на один тур, Юлия Владимировна. (Целует ручку царице.) Музыканты, музыку!
Звучит музыка. Бунша и Царица танцуют.
Царица: Марфа Васильевна я. Ой, срамота! Что это ты, батюшка царь...
Бунша: Ничего, ничего...
Милославский: Ничего, Федя, не расстраивайся! Ну, перехватил царь лишку, с кем не бывает. Эй, царь, не тоже тебе плясать, нас веселить, пусть лучше подданные твои пляшут.
Выступление танцевального коллектива.
Бунша: Я изнемогаю под тяжестью государственных преступлений, которые мы совершили. Ой, боже мой! Что теперь делает несчастная Ульяна Андреевна? Она, наверное, в милиции. Она плачет и стонет, а я царствую против воли... Как я покажусь на глаза нашему школьному коллективу? Лучше бы я позвонил в милицию.
Милославский: Не надо милиции... Федя, зови учительскую гвардию. Пусть слово скажут.
Выступают учителя. Вбегает дьяк.
Дьяк: Не вели казнить! (Падает на колени.)
Милославский: Что опять стряслось, Федя?
Дьяк. Учителя кольцо потеряли... На зарплату купленное. На нем алмазы граненные.
Милославский: Сперли?
Дьяк: Сперли.
Милославский: Ну, уж, это мистика какая-то! Что же это у вас делается, ась? Безобразие! Может быть, за трон завалилось? Нету?
Дьяк: Ума не приложу. Что делать прикажешь, князь? Уж мы воров и за ребра вешали, и все извести их не можем.
Милославский: Ну, зачем же за ребра. Это я против. Что они очень расстроились? Поди, успокой.
Дьяк: Вот горе-то.
Дьяк уходит.
Бунша: Происшествия все ужаснее и ужаснее. Это наводит на мысли...
Милославский: Какие мысли?
Набрасывается на Буншу.
Вбегает дьяк.
Дьяк: Государь, гости важные, именитые к тебе.
Милославский: Скажи им, что мы желаем их сюда в срочном порядке.
Бунша: Что вы делаете? В присутствии великих я не могу находиться в комнате, я погиб. (Прячется за трон, Милославский вытаскивает его оттуда.)
Выступление гостей. Набат, шум, грохот.
Милославский: Это мне не нравится, что еще такое?
Дьяк: Беда! Беда! Народ взбунтовался! Говорят, что царица не настоящая! Самозванка, говорят!
Царица: Ох, ты мне, молодой! Ой, погибель моя!
Царица убегает.
Милославский: Дорогой самодержец, мы пропали!
Бунша: Я требую продолжение банкета! Как пропали? Граждане. Что делать?
Милославский: Уповать на милость настоящей царицы. Наталья свет Васильевна, негневись, молви слово.
Выступает директор школы.
Бунша: Кажись, пронесло.
Дьяк: Государя всея Руси приветствует молодое племя.
Милославский: Зови сюда! Пусть покажут, как выучились и какие науки за 11 лет усвоили.
Выступление выпускников. В конце выпускники вручают цветы учителям.
Дьяк: Прими, государь, подарок чудо-чудное, диво-дивное. Цветок невиданной красы. Голоса дивного. (Вносят большой цветок.)
Милославский: И чего же он вещает?
Дьяк: Вещает окончание школьной поры звоном последним.
Милославский: А дать последний звонок поручается...
Называет ученика 11 класса и ученицу 1 класса. Музыка. Цветок раскрывается, в нем ученица 1 класса с колокольчиком. Ученик 11 класса сажает на плечо ученицу 1 класса. Они обходят зал и дают последний звонок. Вбегает дьяк.
Дьяк: Опять беда, батюшка! Говорят, что и царь не настоящий!
Милославский: Кто говорит?
Дьяк: Выпускники говорят!
Милославский: Выпускники?.. Им виднее. Мы пропали!
Бунша (кричит): Николай Иванович! Спасай нас, погибаем!
Шум, треск, дым. Перенос во времени. Дым рассеивается на сцене комната Тимофеева. Аппарат гудит.
Тимофеев: Вот вы и дома! Все живы?
Бунша: Я этого так не оставлю! Я найду на вас управу! (Кричит.) Милиция, милиция.
Милославский: Вот это нам совсем не к чему.
Милославский убегает.
Бунша: И это в нашей школе. Школе, которая борется за звание лучшей школы города. Такое безобразие! И все вы, со своим аппаратом. (Ударяет по аппарату.) Я этого так не оставлю! (Уходит.)
Шум, грохот, аппарат гудит. Тимофеев падает. Мигает свет. Голос по радио: "Слушайте продолжение "Псковитянки". Колокола.
Тимофеев: Скорее! Скорее! Что вы делаете? Фу, черт, да я заснул. Аппарат-то цел? Вот и славно. Хороший сон был. Выпускники... Хорошие... А может, и не сон это был?!
Парамонова Тамара Рахматулловна,
музыкальный руководитель I категории
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Снежинка»
Сургутский р-н, п.Нижнесортымский,
Стаж работы: 24 года
Действующие лица: Дуб, Кот ученый, Русалка, Леший, Ветер, «Шамаханские красавицы», Факир со змеей, Баба –Яга, Избушка на курьих ножках, Матрешки.
Музыкальное оформление: Русские народные мелодии, «Восточный танец», «Танец матрешек» под песню М.Девятовой «Калинка» (элементы движений по выбору педагога)
Картина 1
Под русскую народную мелодию выходит девочка - сказочница, в руках у нее книга сказок.
Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие!
Я – сказочница Василиса. Приглашаю вас в сказочное путешествие по Лукоморью.
В мире много разных сказок –
Грустных и смешных.
И прожить без них на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: « Заходи»!
(Под музыку на переднем плане появляется Дуб, за ним прячется кот)
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Музыка. Вперед выходит Леший и замирает.
Там чудеса: там Леший бродит.
Русалка выглядывает из-за ветвей.
Русалка на ветвях сидит.
Кот: Здравствуйте! Я - ученый кот,
Мяу! Без больших хлопот
Здесь под дубом я живу,
Всех вас в гости я зову.
Я вам песенку спою,
Я вам сказку расскажу!
Леший и Русалка подходят к коту.
Леший: Здравствуй, кот ученый!
Рассказать тебя мы просим,
Для чего позвал нас в гости?
Русалка: Зачем ты котик нас позвал,
Решил устроить нынче праздник? Бал?
Кот: Все расскажу вам, не спешите,
Присаживайтесь поудобней, отдохните!
Русалка и Леший оглядываются, дуба нет на месте.
Леший: А где же дуб, куда пропал?
Русалка: Вот здесь когда-то он стоял!
Кот: Не знаю, что вам и сказать!
Быть может он ушел гулять,
Простите, столько было дел,
То сказки сказывал, то пел.
Русалка: Наш котик любит помудрить,
Не хочет правду говорить!
Леший: На место надо дуб вернуть,
Скорее, собирайтесь в путь! (уходят за ширму)
Картина 2
Выходит сказочница, звучит музыка, следы невиданных зверей ведут к избушке на курьих ножках .
Сказочница: Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Появляется избушка на курьих ножках, пританцовывает под музыку песни «Бабка - Ежка», Леший и Русалка по следам подходят к избушке, она поворачивается к ним задом.
Леший: Избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом!
Избушка: Еще чего, а волшебное слово?
Русалка: Пожалуйста!
Избушка: То-то же! (поворачивается) Выходит Баба-Яга.
Баба-Яга: Что это вы тут раскомандовались, касатики?
Русалка: Волшебный дуб сказочного Лукоморья пропал!
Леший: А без дуба нам нельзя никак, вот так!
Баба–Яга: Вот беда, так беда, нам без дуба никуда! Ходит, думает…
Мы сейчас у ветра спросим, не видал ли он наш дуб…
Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
И волнуешь сине море…
Поскорей ответь нам друг,
Не видал ли ты наш дуб?
Ветер : Заблудился ваш дубок,
Путь держите на Восток!
Баба-Яга: Спасибо, ветер!
Ну а вы, друзья, спешите, в царство Шамаханское с ветром летите, дуб наш зеленый в Лукоморье верните!
Под музыку Ветер, Русалка и Леший убегают за кулисы.
Картина 3
«Восточный танец » Под дубом сидит факир со змеей, восточные красавицы после танца убегают и прячутся за дуб.
Факир: О, чудо – дуб кудрявый, лист резной,
От жарких лучей палящего солнца,
Спасаешь нас своей листвой!
Дуб: Скучаю я по Лукоморью, хочу к друзьям, к себе домой!
Там русский дух, там Русью пахнет!
Факир: Красавицы мои! Отпустим дуба мы домой? А то совсем зачахнет? (обращается к восточным красавицам)
Шамаханские красавицы: (читают пословицы)
В гостях хорошо, а дома лучше!
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Под музыку прилетает Ветер. Держа за руки Русалку и Лешего, они облетают зал по кругу, Дуб убегает за ними.
Картина 4
Кот: Нынче праздник в Лукоморье,
Будет весело у нас!
Красны девицы, матрешки!
Начинайте перепляс!
Матрешки:
Эй, подруга, балалайка,
Веселее заиграй-ка!
Будем дуба мы встречать,
Вместе петь и танцевать!
Танец под русскую народную песню «Калинка» (движениятанца по выбору педагога )
Дуб: Лукоморцы дорогие,
Собирайтесь под ветви густые!
Сказка – радость! Сказка – счастье!
Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам – урок!
Под мелодию песни «Про дружбу» из мф «Маша и Медведь» участники выходят на поклон.
Библиография: Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу…»-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,1999.-160с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1.3 Театрализованное представление
Театрализованное представление - одна из форм досуговой деятельности. Оно является достаточно сложным по задачам подготовки и реализации массового действа. Для его воплощения необходимы определенный уровень актерского мастерства исполнителей, достаточно глубокий и сложный характер драматургии и выразительных средств режиссуры.
По своей сути и процессу театрализованное представление очень похоже на пьесу. В нем, как и в пьесе, должен быть сюжет, развернутое сквозное действие, «сквозные» герои, события, действия, основанные на необходимом для каждой сюжетной линии конфликте. Важно, чтобы он развивался по всем законам драматургии, что бывает очень сложно. Поэтому организатору театрального досуга детей невозможно обойтись без знания основ постановочного мастерства и работы с аудиторией.
Проблемы, которые раскрываются в ходе театрализованных представлений, содержат в себе порой достаточно глубокий смысл. Цель их драматургии - довести конкретные факты до уровня художественно-публицистичного, образного осмысления. В театрализованных представлениях ярче, чем в других видах досуговой деятельности, присутствует сама театрализация, масштабнее степень воздействия, шире диапазон используемых средств художественной выразительности.
Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный к данному случаю сценарий. Он представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст. Поэтому педагогу-организатору, который берется за осуществление сценарно-режиссерской задачи по подготовке и проведению театрализованного представления, важно помнить его отличительные черты.
Во-первых, вся «жизненная», документальная часть содержания представления должна осуществляться в художественной форме, не «выпячиваться» в виде нотаций, поучений, отчетов или перечисления фактов и событий.
Во-вторых, в сценарии театрализованного представления необходимо осуществить синтез различных видов искусств, а также объединить документальный и художественный материал с целью наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
В-третьих, исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т.е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.
В-четвертых, актер в театрализованном представлении должен уметь сыграть не только одну «сквозную» роль, но и «трансформироваться» по ходу действия для создания нескольких образов. Опарина Н. А. Театрализованные представления в школе. // Журнал «Практика административной работы в школе». - № 3. - 2005. Электронная версия журнала. http://www.direktor.ru/products/praktika/default.htm
Античная культура средиземноморья
Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии...
Б.В. Иогансон о живописи маслом
Являясь истинно советским художником, Иогансон считал, что искусство должно служить народу. Ввиду этого перед художником, по мнению Бориса Владимировича, стоял ряд задач. Во-первых, советское искусство должно было быть понятным народу, и...
Ведущие представители живописи рококо
фрагонар буше живопись рококо Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины...
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ
Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания...
Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности
Понятием «искусство» обозначают художественное творчество в целом. К искусству относятся литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр...
Истоки древнегреческого театра
Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием...
История народного художественного промысла "Гжель"
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов...
Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина
Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе...
Образ загробного мира в древнеегипетском искусстве
Праздники под открытым небом
Следующей, наиболее типичной праздничной формой является театрализованное массовое представление как на закрытой сценической площадке, так и на открытом воздухе...
Приметы и суеверия в России и Великобритании
Современные технологии справочно-библиографического обслуживания
Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских...
Справочно - информационное обслуживание: новые технологии
Ресурсы социальной информации весьма велики. Однако, одна из информационных, социальных, экономических и культурных проблем заключается в том, как найти, получить нужную информацию...
Тема смерти в культуре
Перенимая традиции поколений, сегодня мы основываем свое представление о смерти на тех образах и символах, которые существует уже очень давно. У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления...
Тема смерти в культуре
Революция в отношении к смерти, по Арьесу, наступает в начале XX века. Истоки ее - в определенном умонастроении, сформировавшемся еще в середине XIX века: окружающие щадят больного, скрывают от него тяжесть его состояния...
Лидия Селедцова
Театрализованное представление по мотивам былин «Богатыри земли русской»
«Богатыри земли русской »
(театрализованное представление по мотивам былин )
Цель : Познакомить детей с русским эпосом .
Донести до детей дух и колорит русской старины путём слияния в театрализованной деятельности музыкального,
изобразительного и словесного ряда.
Воспитывать у детей чувство патриотизма,
гордости за своё Отечество.
Муз. рук.: Здравствуйте, уважаемые гости!
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
70-летие Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны много полегло наших защитников - светлая им память и вечная слава! Но сегодня мы будем говорить с вами о первых защитниках святой Руси - русских богатырях :
«Богатыри земли русской » .
Прекрасна наша родная земля , но защитить она себя не может.
Поэтому на защиту родной земли всегда становились сильные и храбрые воины. В давние-давние времена нашу родину защищали богатыри .
Ребята, а вы знаете - кто такие богатыри ?
(сильные и смелые воины)
Чем они прославились?
(своей богатырской силой )
-Русский народ любил богатырей , прославлял их, слагал былины о их подвигах . Давайте закроем глаза и перенесёмся в далёкое прошлое нашей Родины, которая раньше называлась Русь-матушка.
(заходят второй ведущий и чтец)
Сцена 1. Восход Солнца
Вед.: (на фоне звучания гуслей и показа слайда «Восход солнца» )
Встанет утром солнце красное,
Осветит поля, горы, реченьки,
Обогреет всех лучом бархатным.
Солнце (звучание рожка) : Сколько вижу я, сколько ведаю,
Расскажу я вам- вы послушайте!
Сердцем слушайте, душой грейтеся
И любовию наполняйтеся
К добрым молодцам, к славе прежних лет,
К Руси - матушке, ко Отечеству! (уходит)
Сцена 2. В селе Карачарово.
(Звучит балалайка, слайд «Старая деревенская изба» ,
заходят Мать и Отец,Илья садится,
Мать сидит за прялкой, отец колет дрова)
Вед.: Жили-были под городом Муромом , в селе Карачарово
крестьянин Иван Тимофеевич да жена его Ефросинья Яковлевна.
И был у них один сын-Илья.
Отец (вытирает рукой пот со лба) : Тридцать лет Илья на печи лежит,
ни рукой,ни ногой не шевелит.
(Собирает дрова, кладёт их в печь и уходит за кулисы)
Мать : И ростом Илья богатырь , и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся.
(Утирает платочком слёзы и уходит)
Выходят девушки, слайд «Берёзовая роща»
Девушка : (машет рукой, зазывая в хоровод)
Эй, Ильюшенька, ты бы встал да пошёл с нами песни петь,
хороводы водить.
(Песня «Ой, во поле травушка горела» )
Появляется старец : Слыхали? Нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду.
Налетает на Русь Соловей-разбойник, в своё логово девушек
утаскивает. (Уходит)
Слайд «Грозовое небо» ,свист ветра, грохот.
Появляется Соловей-разбойник, набрасывает сеть на девушек,
Илья :(гневно) Эх вы,ноги мои нехожалые! Эх вы,руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
(перед Ильёй появляется Старец-слайд «Голубое небо» )
Старец : Здравствуй, Илья!
Илья : Здравствуй, добрый человек!
Старец : Аль не засиделся ли ты, сиднем сидючи,ровно тридцать лет
и три года? Пора и честь тебе знать. Пробил час твой, Ильюшенька!
Принёс я тебе ковшик студёной водицы. В этом ковшике вода всех озёр, всех рек Руси-матушки. Пей, Илья (Илья пьёт)
Много ли чуешь в себе силушки?
Илья : Ой много, батюшка, много! (Встаёт и удивляется)
Старец : Будешь ты, Илья, велик богатырь . Бейся с врагами земли родной , с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых детушек. (Илью облачают в доспехи)
Илья : Мне бы меч булатный.
Старец : Да ты сходи в кузницу : они там добрые клинки куют.
(уходит) Песня «Во кузнице» - богатырь идёт по залу
1-й кузнец : Возьми, Илья,наш меч булатный, иди сражайся с
Соловьём-разбойником.
Илья : Эх, хорош меч, благодарствую. (Принимает меч с поклоном)
Где бы мне коня раздобыть богатырского ?
2-й кузнец : Это тебе надо к цыганам пойти.
У них кони знатные!
1-й кузнец : Гляди, никак цыганский табор в Карачарово пожаловал!
Сцена 2. Цыгане в селе.
Слайд «Цыганский табор» , звучит цыганская музыка, выходят
цыгане (один на лошади, пляшут.
Цыган : Народ, не проходи зря, бери коня!
Илья : Эх, и добрый конь у тебя! Чай, больших денег стоит?
Почём товар?
Цыган : По деньгам.
Илья : А добрым молодцам?
Цыган : А на что конь-то тебе?
Илья : Хочу встретиться я с Соловьём-разбойником.
Хватит ему лить кровь людскую.
Цыган : А коли так, бери даром, богатырь ,нашу Бурушку-косматушку
Краше её и сильнее нет на всём белом свете!
Илья (кланяется) : Благодарствую!
(скачет на коне под стук копыт в записи, цыгане уходят)
Вед.: Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда
поскакал, только пыль по полю столбом поднялась. Отломилась веточка от яблони, откатилось яблоко от яблоньки, уезжал сын от родной матушки на трудный, на кровавый бой.
Сцена 4. «Три богатыря » .
Звучит муз. Мусоргского «Богатырские ворота »
Слайд «Три богатыря » .
Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Вед.: И вот, наконец, встретились вместе три русских богатыря :
Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич, которые прославили Русь –матушку своими подвигами.
Алёша : Здравствуй, Добрыня! Наслышаны мы про твои подвиги.
Илья : Да и мы, брат, с Алёшей Поповичем тоже время не теряли.
Алёша с Тугарином дрался, ну, а мне с Соловьём-разбойником сразиться довелось. Сидел он,поганый, на трёх дубах, девяти суках.
Бывало,как засвищет по-соловьиному,зарычит по-звериному-
все леса к земле клонятся , цветы осыпаются, травы сохнут, а люди
да лошади мёртвыми падают. Только не свистать нынче Соловью-разбойнику, пришёл его срок.
(слайд «Битва Ильи-Муромца с соловьём-разбойником» )
Добрыня :Славный богатырь ,Илья Иванович! Будь ты у нас в
дружине старшим. Возьми меня и Алёшу Поповича во товарищи.
Будь ты у нас за старшего, а я и Алёша- за младшеньких.
Илья : А куда поедем, богатыри ?
Алёша : Левая дорога ведёт к Чернигову, правая- к морю синему,
к тихим заводям, прямая дорога-в Киев,к князю Владимиру.
Добрыня : К синему морю ехать далеко,к Чернигову ехать незачем :
там калачи хороши!Съешь один калач, другой захочется,съешь
другой-на перину завалишься. Не сыскать там богатырской славы !
Илья : А пойдём-ка мы в Киев, к самому князю Владимиру.
Становись в дружину да песню запевай!
(песня «Солдатушки-бравы ребятушки» )
Старец : Собирайся,народ,нынче пир на весь мир у князя Владимира Красное Солнышко! Веселятся и ликуют нынче все на Руси Киевской. Столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, мёду сладкого. (Уходит)
Алёша : Много славы мы не добудем на весёлых пирах, меды попиваючи.
Добрыня : Не годится богатырям на пиру сидеть да живот растить.
Илья : Пойдём мы в степи широкие, поля привольные.
Будем стоять на страже земли русской !
Владимир Красное Солнышко : Служите Руси родной верой-правдою, берегите землю русскую от врагов-недругов .
Я на добрые дела благославляю вас, а на худые дела моего
благославления нет. Защищайте нашу землю русскую не для золота , не из корысти, а для чести, для богатырской
славушки!
(Звучит колокольный звон, все встают, богатыри в центре )
Вед.: Так уж повелось на Руси : если враг нападёт, то весь народ на защиту встаёт,а в мирное время веселятся да удаль молодецкую показывают.
Проводятся соревнования :
1. Издавна богатыри сражались с нечистой силой.
Ну-ка, ребята, кто это такие? (дети называют)
Наше состязание называется «Баба-Яга»
(бег в мешке- эстафета)
2.-А теперь вспомним Змея Горыныча.
(бег в связке –сначала бежит один, потом двое, трое)
Вед.: Ну что ж, мы убедились, что силы и ловкости нашим мальчикам не занимать, значит пора на серьёзные испытания отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице, надо их выручать.
3. «Освободи Елену Прекрасную»
Вед.: Молодцы, богатыри , показали свою силу и молодую удаль.
4. Богатыри не только силой славились, но и умом.
(кто лучше прочитает стихотворение о Родине)
Стихи о Родине :
1 .Ромашки весь луг засыпали, а клевер - пушистый шмель,
И пахнет сосной и липою, и машет крыльями ель.
Вот здесь, где всё дышит сказкою, родились мы и живём!
Поэтому край наш ласковый Родиной мы зовём!
2. «Что такое Родина?» - маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой :
«Это наша Родина-милая Россия,
Нет другой на свете Родины такой».
В сердце ты у каждого, Родина-Россия!
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольней, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой!
3. Почему мы любим все Родину-Россию?
Потому что нет нигде Родины красивей.
Потому что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших.
Мы о Родине своей распеваем песни,
Потому что нет нигде родины чудесней!
4 .Стихотворение о Родине -Рита Виноградова
Вед.: Молодцы, ребята, вы очень хорошо прочитали стихи о
Весь народ простой на Руси святой богатырей любит-чествует ; ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает, воспевает их славные подвиги, поёт песни о том, как защищают богатыри родную Русь !
Слава и в наши дни богатырям-защитникам Родины !
Пусть в миру цветёт «красавица, вечно любимая Христом русская земля » ! (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» )
И в завершение нашего представления давайте исполним песню про нашу любимую Родину, которая так и называется
«Россия-Родина моя»
Рефлексия : - Ребята, о ком сегодня мы говорили?
(о богатырях , о нашей истории - мы побывали в далёком прошлом нашей страны)
-Назовите мне их имена : Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
(нарисовать рисунки, изготовить поделки, сочинить стихотворение)
Чтобы вы рассказали своим родителям о русских богатырях ?
(они были сильные , смелые; защищали свой народ от врагов; любили свою Родину)
Ребята, я хочу вам сказать спасибо за ваш труд, за ваше старание,за ваше отношение к истории нашего государства.
Ребята, будем же любить нашу Родину так, как любили её русские богатыри ,её славные защитники.
(использованная литература : журнал «Музыкальный руководитель» -2014,2015 г)